Декабря 2 (15)
 
Преподобномученицы
Маргарита (Закачурина) и Тамара (Проворкина)
 
Преподобномученица Маргарита (в миру Евдокия Ксенофонтовна Закачурина) родилась 26 февраля 1884 года в деревне Пахота Лежневской волости Ковровского уезда Владимирской губернии в благочестивой крестьянской семье, в которой было четверо детей. После смерти матери, отец женился во второй раз, и новая жена совершенно иначе относилась к детям.
«В конце 1899 года купеческая дочь Е.Г. Корина и ее тетка Н.И. Щербакова, – пишет современный исследователь истории храмов Иваново-Вознесенска, – предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить Владимирской иконе Божией Матери, так как эта икона издавна хранилась у них как семейная реликвия. <...> В 1900 году С.И. Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода, пожертвовала участок земли на окраине города, где братья Константиновы возвели деревянный флигель и хозяйственные постройки. На следующий год она обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на этом месте Алексеевской женской богадельни с церковью.
“Возымела я искреннее желание на собственные средства с помощью благотворителей устроить на окраине города Иваново-Вознесенска богадельню и при ней храм Божий, – писала она архиепископу Владимирскому Сергию (Спасскому). – Если же обстоятельствами и временем впоследствии будет вызываться возможность и потребность обратить богадельню в женскую общину, а затем в женский монастырь, то это признаю допустимым со своей стороны и желательным”».
В 1901 году богадельня на пять нуждающихся в уходе женщин была открыта, туда стали набирать девушек, которые занимались бы уходом за ними, а также рукоделием: вязаньем, шитьем и вышиванием. В 1903 году был заложен храм и в следующем году освящен главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, а через три года – два придела: в честь преподобных Марии Магдалины и Михаила Клопского. В 1906 году был выстроен деревянный двухэтажный корпус для тружениц   богадельни. В   1907   году   здесь жили уже до полусотни насельниц, – монашествующих и мирян, – и по их просьбам в том же году из Успенского Княгинина монастыря города Владимира была направлена сюда в качестве настоятельницы монахиня Августа (в миру Мария Николаевна Соловьева). Святейший Синод благословил открыть Владимирскую женскую общину, официальное открытие ее состоялось 26 августа 1908 года. В 1916 году община была преобразована в монастырь, на тот момент в ней жили четырнадцать монахинь и шестьдесят две послушницы. Евдокия Закачурина подвизалась в обители с самого ее основания, здесь она приняла монашеский постриг с именем Маргарита.
Вскоре    после    случившегося    в   1917   году    государственного переворота, когда к власти пришли большевики, монастырь был преобразован в трудовую артель. В 1920-е годы часть монастырских помещений была занята под студенческое общежитие, монахинь и послушниц переселили в помещение трапезной, в 1927 году монастырские помещения были переоборудованы под казармы авиаотряда, храм был закрыт, и все ходили на богослужения в единственно оставшийся незакрытым единоверческий храм. Монахини стали работать при Деткомиссии глухонемых, занимались рукоделием – изготавливали стеганные одеяла, а на вырученные от работы деньги вскладчину покупали дома, где поселялись по нескольку человек.
22 марта 1937 года монахиня Маргарита была арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности, хранении и распространении церковно-монархических книг и «церковных стихов антисоветского содержания».
– Следствию известно, что вы среди своего окружения делали провокационно-клеветнические заявления о гонении советской властью религии и духовенства. Расскажите об этом, – сказал следователь.
– Заявлений провокационно-клеветнического порядка о гонении советской властью религии и преследовании духовенства и верующих мной не делалось, – ответила монахиня Маргарита.
– Вы продолжаете отрицать факты распространения хранившейся у вас церковно-монархической книги «Протоколы Сионских мудрецов»?
– Да, я это отрицаю, хранившаяся у меня церковно-монархическая книга «Протоколы Сионский мудрецов» мной не распространялась.
На этом допросы монахини Маргариты были закончены, одновременно следователи вели допросы других обвиняемых и в их числе монахини Тамары (Проворкиной).
Преподобномученица Тамара (в миру Евдокия Ивановна Проворкина) родилась 20 февраля 1880 года в деревне Анохино Починковской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1902 года она так же, как и монахиня Маргарита, подвизалась при богадельне, а затем в женской общине, преобразованной в монастырь, до его уничтожения. Здесь она приняла монашеский постриг. После закрытия монастыря монахиня Тамара поселилась вместе с настоятельницей Августой и некоторыми другими сестрами в выстроенном ими домике, неподалеку от закрытой обители. Заработком их было шитье стеганных одеял.
9 мая 1932 года монахиня Тамара была арестована по обвинению в распространении провокационных слухов и заключена в тюрьму в городе Иваново. Кроме нее были допрошены и другие монахини, а также соседи. Но никто не подтвердил выдвинутого против нее обвинения. Кроме того, что монахини иногда пели религиозные канты, никаких иных фактов следователям узнать не удалось, и 5 июня монахиня Тамара была освобождена.
Вторично монахиня Тамара была арестована 22 марта 1937 года вместе с другими монахинями и послушницами монастыря. Ее обвинили в том, что она «являлась участницей контрреволюционной группы церковников и монашества; хранила и распространяла церковно-монархическую книгу “Протоколы Сионских мудрецов”, вела антисоветскую агитацию и распространяла контрреволюционные провокационные слухи о колхозах и положении колхозников».
27 июня 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило монахинь Маргариту (Закачурину) и Тамару (Проворкину) к трем годам ссылки в Казахстан. В ссылке они поселились вместе в поселке Майское Бескаргайского района Павлодарской области. В это время репрессии только усиливались, и 3 декабря 1937 года, то есть едва только монахини успели прибыть на место ссылки, они были вновь арестованы. Фактически им были предъявлены те же обвинения, по которым они уже получили приговор. На допросе, происшедшем сразу же после ареста, монахини Маргарита и Тамара дали одинаковые ответы: «Контрреволюционной работой при нахождении в ссылке в поселке Майском мы не занимались, но среди жителей поселка Майский мы вели постоянно разговор, что советская власть дана от Бога для наказания людей, утверждали, что советская власть вскоре должна пасть, наступит власть, при которой можно будет проводить богослужения. Такие разговоры мы проводили на основании Писания и Евангелия».
4 декабря 1937 года тройка УНКВД по Восточно-Казахстанской области приговорила монахинь к расстрелу. Монахини Маргарита (Закачурина) и Тамара (Проворкина) были расстреляны 15 декабря 1937 года и погребены в безвестной общей могиле.
Монахини Маргарита (Закачурина) и Тамара (Проворкина) причислены к лику преподобномучениц на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память преподобномучениц Маргариты и Тамары совершается 2 / 15 декабря, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и Собора святых Ивановской митрополии 7 / 20 июня.
 
 
Архимандрит Дамаскин (Орловский)
 
Библиография
 
Новомученики и исповедники Ивановской митрополии (1922-1972 гг.). Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Москва 2017.