Собор новомучеников и исповедников Российских
 
Преподобномученицы
Агафия (Крапивникова) и Мария (Портнова)
и мученицы
Мария Стефани и Александра Лебедева
 
Преподобномученица Агафия родилась в 1890 году в селе Новософьино Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье кре­стьянина Авива Крапивникова. Агафья окончила сельскую школу и, когда ей исполнился двадцать один год, решила уйти в монас­тырь. В это время стало известно, что неподалеку от них, рядом с селом Старое Чернеево, будет образована женская обитель. На этом месте стоял древний монастырь, основанный около 1573 го­да иеромонахом Матфеем, одним из первых просветителей этого края, населенного когда-то язычниками. К началу ХХ столетия обитель пришла в запустение, и церковные власти решили учре­дить здесь женский монастырь, который и был открыт в 1912 году. Первой его игуменией стала монахиня Магдалина; впоследствии, в 1924 году, игуменией стала монахиня Валентина (Цыганова), но фактически по старости и болезни игумении Магдалины она была управляющей монастырем почти сразу после его образования.
Игумения Валентина родилась в 1856 году в городе Серпухове Московской губернии в семье купца. Когда ей исполнилось двад­цать два года, она поступила в монастырь в городе Кашире, где подвизалась в течение двадцати двух лет; затем она перешла в монастырь в Моршанске Тамбовской губернии, где прожила две­надцать лет, и в 1912 году была переведена в новоучрежденный Чернеевский монастырь. Вскоре после его образования в нем умножилось число монахинь и послушниц и стала расцветать духов­ная жизнь. Многие крестьянские девушки с радостью пошли под­визаться в обитель; знакомые с крестьянским трудом с детства, они не боялись сельскохозяйственных работ. Они не ждали благотворителей со стороны, не ждали и того, что монастырь, расположен­ный вдали от основных дорог, будет часто посещаться слабеющим в вере народом и будет поддержан его трудом и средствами. Глав­ная их надежда была только на Бога и на два средства – молитву и труд, и обитель стала постепенно восстанавливаться и расцветать.
Ко времени гонений от безбожных властей монастырь был вполне благоустроен. В 1918 году в Шацком уезде вспыхнуло крестьянское восстание, направленное против безбожников-большевиков, и монастырь стал оказывать продовольственную и медицинскую помощь восставшим крестьянам. Однако восстание было подавлено, и карательный отряд прибыл к стенам Чернеевского монастыря, который большевики считали центром восстав­ших. Ворота монастыря были перед карательным отрядом закры­ты, и одна из монахинь ударила в набат, собравши к стенам монас­тыря крестьян. Чтобы прекратить колокольный звон, каратели стали стрелять по колокольне; звонившая монахиня была ранена, звон умолк, и каратели были впущены в обитель. Игумения Ва­лентина, однако, сохранила полное спокойствие; она пригласила приехавших красноармейцев в монастырскую трапезную, накор­мила их обедом и напоила чаем, и каратели покинули монастырь в довольно благодушном настроении.
Впоследствии безбожники пытались несколько раз закрыть монастырь, но игумения имела столь большой авторитет среди местных советских начальников и крестьян как человек безупреч­ной нравственной жизни и широкой благотворительности по от­ношению к бедным крестьянам, большинство из которых еще с дореволюционного времени предпочитали работать в монастыре, нежели на своих наделах, что закрыть его не удавалось до 1928 го­да, когда все монахини были изгнаны из обители. Но они не поки­нули места своих подвигов, а поселились в ближайших к монасты­рю селах – Борки, Новософьино, Новочернеево, Высокое и Печино. Игумения поселилась в селе Борки в восьми километрах от обители. В селах еще сохранялись в то время храмы, и монахини встречались и молились там.
Агафия поступила в обитель в момент ее образования; монас­тырю нужны были грамотные агрономы, и игумения послала ее в сельскохозяйственную школу в Рязань, где она проучилась полто­ра года и затем несла в обители послушание по сельскому хозяйст­ву. После закрытия монастыря Агафия поселилась в родном селе Новософьино.
31 мая 1931 года игумения Валентина, которой в то время ис­полнилось семьдесят пять лет, была арестована вместе с насельницами Николо-Чернеевского монастыря, в их числе была и по­слушница Агафия Крапивникова. Всего арестовали шестнадцать человек, всех их поместили в рязанскую тюрьму.
На допросе послушница Агафия сказала: «В Старо-Чернеевский монастырь я пошла по своему желанию – по религиозным убежде­ниям... В 1918 году во время восстания, то есть когда приезжал от­ряд в село Старо-Чернеево, я находилась вне ограды монастыря... Стрельбу я слышала, но что за стрельба была, я совершенно не знаю. Почему не открывали монастырские ворота, также не знаю... в Бога я верую, так как знаю, что Бог есть и будет навсег­да, – пусть стреляют, от Бога я не откажусь… Никакой агитации против власти я не вела, а также против колхозов, так как знаю, что каждая власть от Бога и ей надо подчиняться... Сам Христос страдал за нас – и мы должны».
20 августа 1931 года тройка ОГПУ приговорила игумению Ва­лентину, послушницу Агафию и всех арестованных инокинь к трем годам ссылки в Казахстан, куда они были отправлены с об­щим этапом.
После окончания ссылки послушница Агафия осталась жить в Павлодаре и стала работать сторожем в Воскресенском храме. 25 сентября 1937 года по обвинению в участии в контрреволюци­онной организации Агафия Крапивникова была арестована. Отве­чая на обвинения следователя, она сказала: «Работала при церкви сторожем, у меня работы было много, ни с кем никаких разгово­ров вести не имела времени. О контрреволюционной организации ничего не знала, сама контрреволюционной работы не вела, ниче­го не знаю».
Преподобномученица Мария родилась в 1889 году в селе Верещагино Егорьевского уезда Московской губернии в семье кресть­янина Ильи Портнова. В 1916 году она поступила послушницей в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь Московской губер­нии, в которой подвизалась под началом игумении Афанасии (Лепешкиной) до закрытия монастыря безбожниками в 1929 году. После этого все монахини и послушницы расселились по близким к обители селам и деревням. Игумения поселилась в селе Алабино Наро-Фоминского района, а послушница Мария и многие другие послушницы и монахини в селе Архангельское того же района. На большие праздники многие из них сходились молиться к игумении. Весной 1931 года все они были арестованы; послушница Ма­рия была арестована 22 мая 1931 года.
На допросе у следователя она заявила, что в монастырь при­шла добровольно, когда ей исполнилось двадцать семь лет, и принуждения ни с чей стороны, ни с родительской и ни с какой другой, не было. В монастыре она работала скотницей. При орга­низации в селе Архангельском группы бедноты, она никакой агитации против них не вела. Помнит, что какой-то гражданин, фамилию которого она не знает, говорил ей, что, мол, скоро вас, монашек, всех заберут. В селе Архангельском она жила на квар­тире и ухаживала за детьми хозяев, крестьян, но чтобы они не шли в колхоз, не убеждала. Другие монахини, может, что и говорили, но она этого не знает, потому что ей «некогда было ходить от детей».
29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушницу Ма­рию к пяти годам ссылки в Казахстан. Она была сослана в Пав­лодар и здесь 25 сентября 1937 года вновь арестована по обвине­нию в контрреволюционной деятельности, виновной в которой себя не признала.
Мученица Мария (Мария Антоновна Стефани) родилась в 1878 году в городе Одессе. В тридцатые годы она жила в Павлода­ре и была прихожанкой Воскресенского храма. Мария Антоновна была арестована 23 сентября 1937 года по обвинению в контррево­люционной деятельности, но виновной себя не признала.
Мученица Александра (Александра Яковлевна Лебедева) ро­дилась 20 марта 1874 года в селе Раевка Самарской губернии. Александра Яковлевна была прихожанкой Воскресенской церкви в Павлодаре и была арестована 23 сентября 1937 года по обвине­нию в контрреволюционной деятельности. Виновной себя она не признала.
Все они были арестованы как верующие, когда во время гоне­ний на Церковь власти в Павлодаре усилили преследования. 22 ок­тября 1937 года тройка НКВД приговорила послушниц Агафию Крапивникову и Марию Портнову и мирянок Марию Стефани и Александру Лебедеву к расстрелу.
 
 

Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 
Январь».
Тверь.
2005.
С. 501-505