10 (23) ноября
 
Преподобномученик
Иоанникий (Дмитриев)
 
Преподобномученик Иоанникий (в миру Иван Алексе­евич Дмитриев) родился в 1875 году в деревне Заводские Хутора Тульской губернии в семье крестьянина; в их семье было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а ле­том пас скотину на пастбище. В двенадцать лет он пошел вместе с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ре­меслу. Когда Ивану исполнилось семнадцать лет, он от­правился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Проработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Мо­скву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью – отца и братьев с сестрами. Иван рос с дет­ства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и в конце концов остановился в своем выборе на Ските Оптиной Пустыни.
В 1903 году Иван приехал в Оптину Пустынь; две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, ко­торый, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником. Поначалу он нес послушание портного в Скиту. Здесь 27 ноября 1911 года прп. Варсонофий, старец Оптинский, постриг Ивана в монашество с именем Иоанникий, а в 1914 году, 16 ноября, скитской пономарь отец Иоанникий был рукопо­ложен в сан иеродиакона. С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова). В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеро­монаха и направил служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги. В 1927 году епископ Феофан был переведен на другую кафедру; назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске.
Направляя отца Иоанникия в монастырь, Владыка бла­гословил его помогать всем престарелым монахам и мона­хиням, жившим тогда при монастыре. В 1929 году мона­стырь закрыли, а на его месте была организована коммуна «Искра». Отец Иоанникий после закрытия монастыря был назначен настоятелем мещовского собора. Монахи закрытой обители образова­ли вокруг собора некое по­добие монастырской общи­ны с уставными службами в соборе. Они жили теперь по частным квартирам, но все строго выполняли устав. Отец Иоанникий, исполняя благословение епископа, по­могал монашествующей бра­тии, и в особенности тем, кто по старости или болез­ни не мог себя содержать. Наличие вокруг городского собора некоторого числа мо­нашествующих обратило на себя внимание властей. В это время властями проводилась коллективизация, к которой они сами относились как к мероприятию рискованному и оттого опасались крестьянских восстаний и сопротивле­ния – или пассивного, когда люди не шли в колхозы, или активного, когда они готовы были идти на физическое сопротивление. Священнослужителей и монахов власти счи­тали первыми своими врагами, а зная, что это наиболее просвещенные люди, почитали их врагами вдвойне.
В октябре 1932 года власти арестовали в городе Мещовске девятнадцать человек, из них одиннадцать – монахов и монахинь. Игумен Иоанникий был арестован 31 октября и заключен в тюрьму города Брянска. 16 ноября он был вызван на допрос и на вопросы следователя ответил: «По существу предъявленного мне обвинения в создании кон­трреволюционной группировки из монашествующих и быв­ших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти виновным себя не признаю. Служба в церкви шла продолжительно, хотя некоторые молитвословия монашеские и были сокращены. Акафисты в начале службы читались, а потом во время самой службы пелись, но это было заведено еще до меня. Службы проходили в церкви ежедневно. Это я делал из-за заботы об истинной христианской православной вере, как и должен был делать каждый священник. Никакого подпольного монастыря при мещовском соборе у нас не было. Все монашествующие признавали меня за своего духовника, но за старшего не считали».
Следователи, собрав против игумена Иоанникия показа­ния «свидетелей», их ему зачитали. Выслушав, отец Иоан­никий ответил: «Указанные мне якобы конкретные случаи моей контрреволюционной деятельности категорически отрицаю и заявляю, что я нигде и никогда не говорил против тех или других мероприятий советской власти. Со стороны арестованных со мною я также ни разу не слышал что-либо против мероприятий советской власти».
15 марта 1933 года тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на пять лет. По воз­вращении из ссылки он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Козинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти арестовали архимандрита Иоанникия вместе с архиепископом Августином и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священ­ника.
 Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, – потребовал следователь.
 Я среди духовенства и верующих неоднократно вы­сказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей... и духовенства, – высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других.
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила архи­мандрита Иоанникия (Дмитриева) к расстрелу. Преподобномученик Иоанникий был расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
 
«Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни».
Введенский ставропигиальный мужской монастырь
Оптина пустынь. 2008 год. Стр. 87-94.