Жития новомучеников -> Алексий -> Священномученик Алексий (Дроздов) протодиакон

 
1 (14) июля
 
Священномученик
Алексий Дроздов
 
Священномученик Алексий родился 5 октября 1883 года в го­роде Буй Костромской губернии в семье секретаря городского управления Александра Николаевича Дроздова. Алексей окончил Галичское духовное училище и три курса Костромской духовной семинарии и поступил на должность учителя церковно-приход­ской школы в селе Судай Чухломского уезда. 22 октября 1904 года в Ипатьевском монастыре он был рукоположен во диакона к Ни­кольской церкви села Никольское-Горицких Нерехтского уезда[1]; за литургией епископ Костромской Виссарион (Нечаев), рукопо­лагавший его, сказал слово, проникнутое большой тревогой за победу в шедшей в то время войне и вообще за будущее России, обратив внимание слушателей на причины возможных бедствий. «В среде так называемых образованных людей, – сказал он, – го­сподствует неверие, неуважение к Церкви, ее заповедям, священ­ноначалию. Не только на словах, но и в печати безнаказанно до­пускается отрицание различия между добром и злом, грехом и негрехом. <...> Что, например, гнуснее плотских грехов, осквер­няющих тело и душу? Но нашлись лжеучители, которые прослав­ляют плотоугодие как святое дело и плоть, орудие плотских гре­хов, называют святой плотью, всячески унижают воздержание от распутства и глумятся над законным браком. Приходится слы­шать и читать, как дерзко осмеивается любовь к Отечеству, преданность правительству, уважение к судебным учреждениям, пре­подавание Закона Божия в училищах, подвергаются поруганию основы жизни церковной, семейной, общественной. Для пропо­ведников всех подобных лжемудрований нет ничего священного. <...> Нельзя не признать виновным и то общество, среди которого терпимы эти учения, ибо чем объяснить успех и широкое распространение их в обществе? Ничем иным, как сочувствием к ним общества и отсутствием противодействия им или крайне слабым противодействием с его стороны. Милосердый Господь долго тер­пел это зло. К прискорбию, оно дошло до такой степени, что терпеть его долее оказалось невозможным. И вот Господь попу­скает на нас беды и напасти...»
9 ноября 1906 года диакон Алексий был переведен в Богоявлен­ский храм села Красного Костромского уезда, 15 февраля 1910 года – в Троицкий храм завода Лысьва Пермской губернии, 12 июля 1914 года – в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Четвертиновка Гайсинского уезда Подольской губернии, 8 октября 1916 года – в Михайловский собор в город Ольгополь, настоятелем которого был в то время священник Поликарп Гулевич[a].
С 1917 года диакон Алексий служил в храмах городов Рузы и Серпухова Московской губернии, а с 1922 года на родине – в го­роде Буй, в Костромской губернии.
С 1928 года отец Алексий стал служить в Спасском храме в селе Ивантеевка Московской губернии[2], с 1930 года – в церкви Благо­вещения на Бережках в Москве, с 1933-го – в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в городе Орехово-Зуеве Московской области, где настоятелем был протоиерей Василий Никольский[b] арестованный в ноябре 1937 года, а вторым священником Николай Поспелов[c]. За ревностное служение диакон Алексий в 1929 году был награжден двойным орарем, в 1930-м – возведен в сан протодиакона.
9 августа 1937 года благочинный после службы с отцом про­тодиаконом написал ему благодарственное письмо. «Благоговейнейший отец протодиакон Алексей Александрович! – писал он. – Оканчивая свое служение в Вашем святом храме, полагаю своим приятным долгом выразить Вам искреннюю благодар­ность за Ваше прекрасное и благоговейное священнослужение, за усердное исполнение Вами всех своих обязанностей, за пре­красную служебную дисциплину, за доброе отношение к прочим членам причта и к моему недостоинству. Все это будет для меня самым отрадным воспоминанием.
Призывая на Вас благословение Божие и молитвенно желая Вам при помощи Господней еще много лет послужить Церкви Христовой, усерднеише прошу не оставить меня в Ваших святых молитвах».
В это время жизнь протодиакона распределялась между служе­нием в храме и уходом за тяжко больными родными. Его супруга, Надежда Афанасьевна, была хронически больна пороком сердца, в 1932 году заболела ревматизмом старшая дочь Ангелина, кото­рой исполнилось только девятнадцать лет, через три года слегла окончательно и всю последующую жизнь уже не вставала с по­стели. В 1936 году заболела эпилепсией младшая дочь Надежда. И пришлось протодиакону Алексию быть для всей семьи и отцом, и нянькой.
В конце лета 1937 года на Русскую Православную Церковь об­рушились беспощадные гонения. 17 ноября протодиакон был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетелей следователь допросил двух прихожанок собора. Они показали, что знали протодиакона только по служению в хра­ме, но дома у него не бывали; поскольку он вел замкнутый образ жизни, то, естественно, антисоветских проповедей они от него не слышали. Следователь, однако, записал их показания совершенно иначе: будто протодиакон Алексий вел контрреволюционную де­ятельность и антисоветскую агитацию, и дал подписать протоко­лы допроса свидетельницам; те по малодушию подписались под лжесвидетельствами и, таким образом, оговорили протодиакона.
– Следствие располагает данными о том, – заявил ему после этого следователь, – что вы, будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди жителей проводили актив­ную агитацию. Вы это признаете?
– Антисоветской агитации я никогда не проводил, – ответил протодиакон.
– Следствию известно, что вы высказывали террористические взгляды по отношению к руководителям советской власти. Вы это признаете?
– Нет, не признаю.
– Следствию известно, что вы высказывали пораженческие взгляды, провоцируя слухи о войне. Вы это признаете?
– Этого я также не признаю. Я никогда антисоветской агита­ции не проводил.
– Признаете вы себя виновным в предъявленных вам фактах антисоветской контрреволюционной террористической агитации или нет?
– Виновным себя в антисоветской агитации я не признаю.
Через три дня после ареста, 21 ноября 1937 года, тройка НКВД приговорила протодиакона Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в 1-й лаг­пункт Сусловского отделения Сиблага в Кемеровской области, куда он прибыл 18 декабря.
После того как до заключенных дошло известие о расстреле главы НКВД Ежова, многие, надеясь на торжество справедливо­сти, стали писать прошения о пересмотре дел. 14 апреля 1939 года отправил такое прошение в НКВД и протодиакон Алексий; в нем он писал, что при единственном допросе следователь заявил, что будто бы имеются материалы, обличающие протодиакона в анти­советской агитации. Когда он попросил назвать имена людей, оклеветавших его, а также устроить с ними очные ставки, следо­ватель ему в этом отказал. «Имея на своем иждивении больную семью, – писал протодиакон, – жену с пороком сердца, дочь без движения рук и ног, вторую дочь, страдающую припадками эпи­лепсии, семью, которая не способна не только работать, но и оби­ходить себя, я не имел времени [общаться] с людьми и вести с ними какие-либо разговоры, так как все свободное от службы время проводил в своей семье, исполняя обязанности прислуги и няньки <...>. Считая обвинение против меня ложным, с одной стороны, и, с другой стороны, считая, что суд надо мной без сви­детелей и выслушивания моих оправданий, а также без следствия не есть суд правый и справедливый, прошу Комиссариат Вну­тренних Дел дать распоряжение о пересмотре моего дела...»
10 марта 1940 года супруга протодиакона, Надежда Афанасьев­на, также направила в НКВД прошение об освобождении мужа. Сотрудники НКВД выяснили, что следователь, ведший дело про­тодиакона Алексия, арестован за фальсификацию нескольких дел, одна из проходивших по делу свидетельниц впоследствии была арестована по обвинению в антисоветской агитации, а другая от­рицает все написанное в протоколе допроса. Вызванные следо­вателями дополнительные свидетели показали, что протодиакон Алексий, служа в соборе, антисоветской агитации не вел, а дома они у него не бывали и ни от кого не слышали, чтобы он был ан­тисоветски настроен, – при свалившихся на него бедах это было бы роскошью.
Оказавшись в затруднительном положении, следователь стал вызывать осведомителей из духовенства, чтобы получить допол­нительные сведения об отце Алексии. 3 марта 1940 года на прото­диакона было заведено дополнительное, литерное, дело, куда ста­ли складываться полученные от осведомителей характеристики.
Исходя уже из них, 10 апреля 1940 года было принято новое постановление по делу протодиакона: «Принимая во внимание показания не передопрошенной свидетельницы <...>, а также справки, выданные Московским Патриархатом, в которых Дроз­дов характеризуется как активный церковник, и что мера наказа­ния, вынесенная в отношении Дроздова, не соответствует тяже­сти содеянного им преступления, <...> руководствуясь приказом НКВД <...> от 11/Х11-1939 года <...>, избранную ему меру наказа­ния <...> снизить до 5 лет ИТЛ».
Лагерная администрация дала отрицательную характеристику на протодиакона: «Работает на общих работах. Отношение к рабо­те плохое, злостный отказчик, поведение в быту плохое, в культ­массовой работе не участвует, настроение враждебное. Учитывая плохое отношение к труду, как отказчик, как проявивший себя с плохой стороны за время пребывания в лагере – условно-досрочного освобождения не заслуживает».
15 июня 1940 года дело было рассмотрено заново, и решение о снижении срока заключения было отменено. «Принимая во вни­мание <...>, – гласило новое постановление, – характеристики, в которых Дроздов характеризуется как активный церковник <... > и злостный отказчик от работы и враждебно настроенный эле­мент <...>, руководствуясь приказом НКВД от 23/1У-1940 года, решение тройки <...> оставить в силе».
Протодиакон Алексий Дроздов скончался в Сусловском от­делении Сиблага 14 июля 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Его семья не знала об этом, и через год, 10 мая 1943 года, дочери протодиакона подали в НКВД прошение об освобождении отца.
«Просим Вас, многоуважаемый товарищ Народный Комиссар Внутренних Дел, рассмотреть вновь дело нашего отца <...>, осуж­денного <...> диакона церкви <...>, – писали они. – Наше поло­жение, товарищ Нарком, очень тяжелое, то есть положение двух сестер, инвалидок 1-й и 2-й группы. Одна двенадцатый год боль­на хроническим ревматизмом и уже девять годов как лежит без движения на одной спине и не в состоянии себе куска хлеба за­работать ни физически, ни умственно, но еще ей необходим уход постороннего человека <...>. Другая припадочная – эпилепсия, и притом недоразвита умственно.
Мы, две сестры, до февраля сего года жили на руках матери, но мать умерла 7 февраля 1943 года. Мы, беспомощные калеки, оста­лись круглыми сиротами, на произвол судьбы, <...> без родных, которые могли бы о нас заботиться и оказывать материальную по­мощь, и без пенсии, и если пока не умираем, так только еще пока осталось кое-что из тряпок и рухляди после покойной матери.
Но этой рухляди ненадолго хватит, а нам приходится еще кро­ме прожития насущного платить и за уход <...>. Нам, больным, измученным многолетним страданием от наших болезней, не так уж долго придется прожить <...>. И мы просим Вас, дорогой това­рищ Нарком, не знаю Вашей фамилии, прошу мне это извинить, как человека просим, не лишенного сердца, пересмотреть дело нашего отца, старика болезненного, помиловать и вернуть к нам, и дать нам хотя немного в жизни этим утешения и радости – хотя умереть вместе. О, как мы будем Вас благодарить и благословлять (простите мне это слово), но я говорю от чистого сердца <...>.
Почему-то я уверена, что наша просьба о помиловании не останется без последствий, не потерпит отказа в возвращении ка­лекам старика отца, ни в чем преступном не замешанного <...>.
Заявление дочерей протодиакона Алексия Дроздова народному комиссару внутренних дел. 1943 год Прошу Вас, дорогой товарищ Нарком, в просьбе нам не отказать и вернуть для калек их единственную поддержку – их отца».
 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 10–16
 
Примечания

[a] Священномученик Порфирий (в миру Поликарп Васильевич Гулевич), епископ Симферопольский; память 19 ноября / 2 декабря.
[b]Священномученик Василий Никольский; память 14/27 ноября.
[c] Священномученик Николай Поспелов; память 4/17 февраля.


[1] Ныне село находится в Ивановской области.
[2] Ныне город Ивантеевка Московской области.
 
 
старый стиль
новый стиль
07.06.2017
Опубликовано интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) о новомучениках Российских телестудии "Летопись" Информационного митрополичьего центра "Православное Осколье"

Далее


14.05.2017
Опубликовано интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) газете "Звенигородские ведомости" № 19 от 13 мая 2017 года.
Далее

11.05.2017
Вышла в свет книга архимандрита Дамаскина (Орловского) "Единство через страдания". В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на террито­рии России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот.
Далее

30.04.2017
27 апреля в Старом Осколе на базе гимназии во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского № 38 впервые состоялись муниципальные Онуфриевские чтения.В чтениях приняли участие: духовенство, ученые, учителя истории и православной культуры общеобразовательных организаций, специалисты управления образования, культуры, управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа, муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Старооскольский институт развития образования».
Далее


10.04.2017
В Великий Понедельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Донском ставропигиальном монастыре, во время которой игумен Дамаскин (Орловский) был возведен в сан архимандрита.


08.01.2017

В разделе "Материалы о новомучениках" опубликовано поздравление игумена Дамаскина (Орловского)
с Рождеством Христовым на телеканале "Спас".

16.12.2016

В разделе "Материалы о новомучениках" опубликовано выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче "Образ" на телеканале "Царьград" 12 декабря 2016 года.


01.12.2016

В разделе "Материалы о новомучениках" опубликовано выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче "Вечность и время" на телеканале "СПАС" 29 ноября 2016 года.

28.11.2016
В разделе "Материалы о новомучениках - Публикации" размешена статья иеромонаха Платона (Рожкова) "Некоторые аспекты изучения материалов судебно-следственных дел в контексте прославления святых".

 




 

 

 


 


©Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом
Сервис W100.ru: продвижение и создание сайтов на заказ