8 (21) июля
 
Священномученик
Феодор Распопов
 
Священномученик Феодор родился 7 февраля 1891 года в сло­боде Покровской Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Ферапонтовича и его супруги Дарьи Яковлев­ны Распоповых; через день после рождения младенец был крещен в приходском храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначальное образование Федор получил в духовном училище в Тобольске. В 1912 году он окончил Тобольскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. Перед началом занятий второго курса Федор решил вернуться на родину, подав 4 сентября 1913 года прошение ректору. «В связи с желани­ем служить в Тобольской епархии, – писал он, – прошу уволить из числа студентов и выслать для женитьбы и посвящения в сан необходимые для этого документы в Тобольскую духовную консисторию».
15 ноября 1913 года Федор Иванович был рукоположен во диа­кона к Казанской церкви в селе Гаевском Екатеринбургского уез­да Пермской губернии, а 17 ноября – во священника к Николаев­ской церкви в селе Елкине Верхотурского уезда[1] и назначен законоучителем в Елкинском и Глубоковском училищах. 12 мая 1917 года отец Феодор был переведен в Михаило-Архангельский храм в селе Туринская Слобода Туринского уезда[2] Тобольской губернии. В марте 1918 года он был назначен благочинным 4-го благочиния Туринского уезда, ему исполнилось тогда двадцать семь лет. В это время власть в стране уже захватили большевики, и в Туринской Слободе расположился отряд красногвардейцев. Несмотря на заявленную государством официальной идеологию без­божия, отец Феодор продолжал смело проповедовать в храме, чем раздражал настроенные против Церкви местные власти.
В июне 1918 года крестьянин села Туринская Слобода Феодот Малышев, узнав, что Церковь отделена от государства и отныне гражданская власть занимается расторжением браков, отправился в город Туринск и в суде получил документ о расторжении брака с женой. Решив вскоре снова жениться, он, однако, уже не стал об­ращаться за регистрацией нового брака к гражданским властям, а, принеся документы о расторжении брака в храм, потребовал заключения нового брака от духовенства Михаило-Архангельского храма, но получил в этом отказ. Отец Феодор сказал ему, что рас­торгнуть брак может лишь поставленная для этого законная цер­ковная власть. Он разъяснил Феодоту, что такое церковный брак, и посоветовал с миром идти домой и забыть о своей незаконной женитьбе. Тот продолжал настаивать, но своего не добился и отправился жаловаться на священника к расположившимся в селе красногвардейцам, обвинив его в непризнании декретов совет­ской власти.
1 июля 1918 года красногвардейцы под предводительством жи­теля того же села комиссара Николая Савина явились в дом к отцу Феодору.
– Теперь жизнь твоя в моих руках, что хочу с тобой, то и сде­лаю, – заявил комиссар священнику.
– Ошибаешься, – сказал ему отец Феодор, – все мы во власти Божией, и без воли Его не падет даже волос с нашей головы.
Отец Феодор под конвоем был отведен в здание волостного правления, где подвергся насмешкам и издевательствам. Прихо­жане, узнав об аресте пастыря, принялись было хлопотать о его освобождении, но затем испугались и, предавшись постыдному малодушию, отступились от благого намерения.
На следующее утро предполагалось служение молебнов в до­мах прихожан в двух деревнях, которое обыкновенно проходило в течение двух дней. Жители этих деревень упросили красногвар­дейцев отпустить священника для совершения молебнов, и отец Феодор под конвоем двух красногвардейцев отправился служить. 2 июля, начиная с утра и до одиннадцати часов ночи, отец Феодор служил молебны, а 3 июля был увезен в тюрьму в Туринск, где, не теряя бодрости и спокойствия духа, провел вместе с другими за­ключенными пять дней.
Поздно вечером 7/20 июля в камеру, где находился священник, явились красногвардейцы и стали по одному выводить заключен­ных во двор. По всему было видно, что надо готовиться к смерти. Узники волновались, один отец Феодор сохранял спокойствие и, ободряя других, говорил: «Не бойтесь, надейтесь на Бога!»
Первым выстрелом был ранен старик-еврей, его красногвар­дейцы затем добили прикладами. Вторым был поставлен спиной к расстрельной стене и лицом к палачам отец Феодор, веривший, что «кратковременное легкое страдание... производит в безмер­ном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 17–18). В священника несколько раз выстрелили, после каждого выстрела он крестился и говорил: «Будем живы». Пули одна за другой попадали в стену рядом с ним, последняя ударила в крест и, сплюснувшись, отскочила. Красногвардейцы с ругатель­ствами и богохульствами набросились на священника, сорвали с его груди крест и закричали: «А ну, посмотрим теперь, спасет ли тебя твой Бог!» Отец Феодор вместо ответа перекрестился и в тот же миг был убит. После священника красногвардейцы убили же­лезнодорожного служащего, а затем казни были прекращены – остальным было предложено откупиться. Убитых красногвардейцы сбросили в приготовленную заранее яму.
15 июля 1918 года тело замученного пастыря было перенесено в храм, где было совершено отпевание. Извещая о его муче­нической кончине, церковные журналы в то время писали: «аре­стованный большевиками за неподчинение по долгу совести и службы их требованиям, противоречащим законоположениям Православной Церкви, <...> по распоряжению представителей советской власти расстрелян в Туринской тюрьме <...>[3]. Епархи­альный совет <...>, оповещая об этой новой жертве пастырского долга, призывает причты епархии вознести всенародные молитвы о упокоении иерея-мученика Феодора». 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 254–257 
Примечания

[1]Ныне поселок Елкино городского округа Лесной.
[2]Ныне село Туринская Слобода Слободо-Туринского района.
[3]В соответствии с записью в метрической книге, священник Феодор Распо­пов был расстрелян 8 июля 1918 года и погребен 15 июля.