Собор новомучеников и исповедников Российских
 
Преподобномученик
Никифор (Югов)
 
Преподобномученик Никифор родился в семидесятых годах ХIХ столетия в Великоустюжском уезде Вологодской губернии в семье благочестивого крестьянина Ильи Георгиевича Югова и в крещении был наречен Николаем. Он родился тогда, когда брат Ильи Георгиевича, Максим, уже подвизался в пустыни в тридцати километрах от Великого Устюга в глубине дикого леса, и когда пришла пора младенца крестить, старец Максим стал его крест­ным отцом.
Младенец рос и со временем стал все чаще посещать дядю-подвижника, к которому за советами и молитвой приходило мно­го людей. Поначалу благочестивый юноша проживал у старца Максима по нескольку дней, присматриваясь к образу жизни подвижника, а с 1902 года он стал жить у него неотходно. На нем лежала обязанность читать вслух монашеское правило. Первое время Николай часто отвлекался от молитвы. Однажды во время чтения раздался стук в дверь.
– Крестный, я пойду открою, – сказал Николай, перестав читать.
– Нет, не открывай, пока не дочитаешь молитвы, – не позво­лил старец.
Николай понял так, что не надо никому открывать, пока не до­читаешь правила; стук был настолько явственен, что ему не при­шло тогда в голову в нем усомниться.
– Ладно, крестный, я не буду открывать, – сказал он и продол­жил чтение.
Вскоре снова раздался стук в дверь, и Николай замолчал. Ста­рец сделал внушение, чтобы племянник не прерывал чтение. По окончании правила выяснилось, что никаких посетителей не бы­ло, все оказалось бесовским наваждением. Впоследствии, наблю­дая многократно такие явления, он научился отличать действия бесовские от действительных событий.
Переехав на жительство к старцу, Николай, несмотря на все трудности пустыннического жития, был глубоко счастлив. Его чистая и простая душа ощущала себя за молитвы подвижника в по­кое, обретя в глухой чаще леса доброго путевождя. И нетрудно представить, что пережил Николай, когда старец объявил ему о своей близкой кончине.
После смерти духовного наставника Николай уединился в лес­ной пустыни и усилил молитвенные труды. Еще при жизни старца он принял монашеский постриг с именем Никифор. Прошло не­сколько лет подвижнической жизни, и со временем многие из духовных детей старца Максима пошли за духовными советами к ке­лье пустынника Никифора.
Келья у него была разделена на две половины, сам он жил в дальней, народ принимал в передней половине.
В 1918 году началось гонение на Русскую Православную Церковь, отряды безбожников повсюду арестовывали священ­но- и церковнослужителей и православных мирян, – не минова­ла эта участь и монаха Никифора. Для его ареста безбожники послали вооруженный отряд. В тот день у него был полон дом посетителей. Когда вооруженный отряд приблизился, монах Никифор мог бы еще успеть незаметно уйти и скрыться – из кельи был тайный ход в лес. Но он знал, что в этом случае арестуют всех присутствующих в доме как заложников. Не желая, чтобы кто-нибудь из-за него пострадал, он добровольно отдался в руки безбожников.
Первую остановку с арестованным монахом Никифором они сделали в селе Красавино. По селу вмиг разнеслось известие, что красногвардейцы привезли из леса знаменитого подвижника. Лю­ди стали выходить из домов, на улицу выбежали дети. Увидев детей, Никифор осенил их крестным знамением и с любовью, мо­литвенно напутствуя на всю их дальнейшую жизнь, сказал:
– Живите с Богом.
Вскоре его отвезли в тюрьму в Великий Устюг. Монах Никифор был расстрелян в 1918 году в числе семнадцати человек, арес­тованных в те дни чекистами в Устюге, и погребен в безвестной общей могиле на городском кладбище.
 
 

Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 
Январь».
Тверь. 2005.
С. 466-468