Именной указатель -> Василий -> Священномученик Василий (Виноградов) священник

Де­каб­ря 15 (28)
 
Священномученик
Ва­си­лий Ви­но­гра­дов
 
1929 год го­су­дар­ст­во объ­я­ви­ло на­ча­лом но­вых го­не­ний на Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 11 мая 1931 го­да милиционер се­ла Тол­ма­чи Тверской об­ла­сти, где служил свя­щен­ник Ва­си­лий Ви­но­гра­дов, по­дал ра­порт на­чаль­ни­ку ОГ­ПУ: “До­во­жу до Ва­ше­го све­де­ния, что по Ва­ше­му по­ру­че­нию мною уста­нов­ле­но сле­дую­щее. На квар­ти­ре по­па Вино­гра­до­ва бы­ли ве­че­ром 11 мая сле­дую­щие гра­ж­да­не. Бы­ла мона­шен­ка Соколо­ва... слу­жит сто­ро­жем в церкви. Сестра по­па Виноградо­ва, Анна. И пле­мян­ни­цы его, Ви­но­гра­дова, Ули­та и Ма­рия из де­рев­ни Дуб­ни­хи. И с ними же бы­ла гос­тья, не­извест­но от­ку­да. При­том же был му­жик из де­рев­ни Воробь­е­во по име­ни Ми­ха­ил. По­том из де­рев­ни Ивань­ко­во, фами­лия его неизвестна...”[1]
Это­го ра­пор­та ока­за­лось дос­та­точ­но, что­бы при­нять ре­ше­ние об аре­сте ни в чем, кро­ме при­над­леж­но­сти к церкви, не ви­нов­ных лю­дей. 29 мая 1931 го­да священ­ник Ва­си­лий Ви­но­гра­дов, мо­на­хи­ня Ан­на Куз­не­цо­ва и послушни­ца Прасковья Со­ко­ло­ва, под­ви­зав­шие­ся в жен­ском мо­на­сты­ре в Торж­ке, по­ка тот не был за­крыт, бы­ли аресто­ва­ны и за­клю­че­ны в Твер­скую тюрь­му.
В кон­це ию­ня ОГ­ПУ ста­ло со­би­рать ма­те­риа­лы для об­ви­не­ния свя­щен­ни­ка, мо­на­хи­ни и по­слуш­ни­цы. Бы­ли вызва­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния, какие тре­бо­вал от них сле­до­ва­тель ГПУ. Это и аги­та­ция про­тив колхозов, в результа­те че­го буд­то бы не­ко­то­рые из них развали­лись, а не­ко­то­рые крестьянские хо­зяй­ст­ва так и не объ­е­дини­лись в кол­хо­зы, и рас­про­стра­не­ние слухов о ско­рой ги­бе­ли со­вет­ской власти, и аги­та­ция за то, что­бы кресть­я­не не сда­ва­ли из­лиш­ки хле­ба вла­стям.
По­сле то­го как не­ко­то­рые кре­сть­я­не бы­ли за­пи­са­ны в ку­ла­ки и вы­сла­ны, а их до­ма и хо­зяй­ст­вен­ные по­строй­ки пе­ре­да­ны кол­хо­зу, монахи­ня Ан­на и послушни­ца Пра­ско­вья буд­то бы уго­ва­ри­ва­ли кре­сть­ян не брать чу­жо­го до­б­ра, так как им от это­го не бу­дет ни­ка­кой поль­зы.
Лже­сви­де­те­ли да­ли по­ка­за­ния и о том, буд­то Ан­на и Пра­ско­вья уго­ва­ри­ва­ли кре­сть­ян не сда­вать го­су­дар­ст­ву излиш­ков хле­ба, так как об­рат­но они ни­че­го не по­лу­чат, и, ука­зы­вая на пус­тые пол­ки ма­га­зи­на, го­во­ри­ли, что од­ни мы­ши те­перь по пус­тым пол­кам бе­га­ют, а не так бы­ло рань­ше, ко­гда то­ва­ров и про­дук­тов сколь­ко угод­но про­да­ва­ли, на дом во­зи­ли, в долг да­ва­ли и под са­мые незначитель­ные про­цен­ты. О свя­щен­ни­ке Ва­си­лии Ви­но­гра­до­ве лжесвидете­ли по­ка­за­ли, буд­то он, ко­гда со­би­ра­ет у се­бя до­ма не­ко­то­рых при­хо­жан на репетиции церковно­го пе­ния, де­ла­ет это толь­ко для ви­да, а на са­мом де­ле занима­ет­ся ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. Один из лже­сви­де­те­лей ска­зал, что священник и мо­на­хи­ни рас­сы­ла­ли по де­рев­ням лис­тов­ки (ни сам он, ни следовате­ли этих лис­то­вок не ви­де­ли и не пред­ста­ви­ли их в ка­че­ст­ве вещественных до­ка­за­тельств), в ко­то­рых буд­то бы пи­са­лось, что нуж­но дер­жать­ся церк­ви, что на­ше един­ст­вен­ное спа­се­ние – в церк­ви и в ве­ре, что без них наш народ пропа­дет.
По­сколь­ку фор­му­ли­ров­ки об­ви­не­ний бы­ли оди­на­ко­вы и пе­ред след­стви­ем не ста­ви­лась за­да­ча вы­яс­не­ния неизвест­ных об­стоя­тельств, а лишь юри­ди­че­ское оформ­ле­ние до­ку­мен­тов на арест и за­клю­че­ние го­ни­мых православных, то следова­тель все оп­ро­сы сви­де­те­лей обвинения про­вел в те­че­ние двух дней – 20 и 21 ию­ня. На допро­сы о. Ва­си­лий, мо­на­хи­ня и по­слуш­ни­ца бы­ли вы­зва­ны 2 июля.
Сле­до­ва­те­лю не хо­те­лось за­чи­ты­вать по­ка­за­ния сви­де­те­лей, ко­то­рые да­же для не­го бы­ли не­убе­ди­тель­ны, не хоте­лось на­зы­вать их имен и устра­и­вать оч­ные став­ки. И по­то­му он по­про­сил свя­щен­ни­ка рас­ска­зать о се­бе, что тот и сде­лал.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий (Ва­си­лий Алек­сее­вич Ви­но­гра­дов) ро­дил­ся 24 ию­ня 1891 го­да в де­рев­не Дуб­ни­ха Тол­ма­чев­ской во­лос­ти Бе­жец­ко­го уез­да Тверской гу­бер­нии в бла­го­чес­ти­вой кре­сть­ян­ской се­мье. До пят­на­д­ца­ти лет он жил со свои­ми ро­ди­те­ля­ми; окон­чил зем­скую шко­лу; в 1907 го­ду Ва­си­лий Алексее­вич по­сту­пил в Со­ло­вец­кий монастырь, где про­жил до 1913 го­да. Юно­ша пред­по­ла­гал ос­тать­ся в по­лю­бив­шем­ся ему мо­на­сты­ре на всю жизнь, но в 1913 го­ду тя­же­ло за­бо­лел и, по-ви­ди­мо­му не на­де­ясь уже и вы­здо­ро­веть, уе­хал повидать­ся с ро­ди­те­ля­ми и пробыл дома до 1914 го­да. Од­на­ко он вы­здо­ро­вел, вер­нул­ся в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь и под­ви­зал­ся в нем до 1919 го­да. Начина­лись го­не­ния, мо­на­стырь стал под­вер­гать­ся на­бе­гам боль­ше­ви­ков, и ста­ло яс­но, что дни его существова­ния сочте­ны. Ва­си­лий Алек­сее­вич уехал к се­бе на ро­ди­ну в дерев­ню Дуб­ни­ха.
В 1923 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в По­кров­скую цер­ковь в се­ле Но­вый Стан; в 1927 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а за­тем в сан свя­щен­ни­ка. В 1929 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли его за то, что он не смог сдать тре­буе­мо­го от не­го ко­ли­че­ст­ва зер­на. Отец Ва­си­лий был при­го­во­рен к по­лу­го­ду при­ну­ди­тель­ных работ и штра­фу. Вер­нув­шись из заклю­че­ния, он по­сту­пил слу­жить в храм се­ла Толма­чи, где про­слу­жил до сво­его аре­ста в 1931 го­ду.
Сле­до­ва­тель спро­сил, счи­та­ет ли свя­щен­ник се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции; на это о. Ва­си­лий твердо и ре­ши­тель­но от­ве­тил: “Ви­нов­ным се­бя в анти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю”[2].
По­слуш­ни­ца Пра­ско­вья Со­ко­ло­ва (ей бы­ло то­гда пять­де­сят во­семь лет, в мона­сты­ре она про­жи­ла два­дцать пять лет) на во­про­сы сле­до­ва­те­ля от­ве­ти­ла так: “По су­ще­ст­ву де­ла я мо­гу по­ка­зать, что ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я ни­ка­кой не ве­ла, в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии ви­нов­ной се­бя не при­знаю”[3].
Так же от­ве­ти­ла и мо­на­хи­ня Ан­на Куз­не­цо­ва, жив­шая по­сле за­кры­тия монасты­ря у бра­та и вос­пи­ты­вав­шая племян­ни­ков (ей в то вре­мя бы­ло шестьдесят лет, в мо­на­сты­ре она про­жи­ла де­сять лет).
Че­рез не­сколь­ко дней, 6 ию­ля, бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное заключение; 11 ию­ля Трой­ка при ОГ­ПУ вынесла по­ста­нов­ле­ние: свя­щен­ни­ка Василия Ви­но­гра­до­ва за­клю­чить в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на три го­да; послуш­ни­цу Пра­ско­вью Со­ко­ло­ву и мо­на­хи­ню Ан­ну Куз­не­цо­ву вы­слать этапом в Ка­зах­стан сро­ком на три го­да[4].
В 1934 го­ду о. Ва­си­лий вер­нул­ся из ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря до­мой, в род­ную Твер­скую об­ласть, испытав тю­рем­ное за­клю­че­ние, уто­ми­тель­ные эта­пы, из­ну­ри­тель­ную ка­торж­ную ра­бо­ту в ла­ге­ре, ко­гда и ла­гер­ное на­чаль­ст­во, и са­мо ок­ру­же­ние, со­стоя­щее за­час­тую из во­ров и убийц, пре­вра­ща­ли ус­ло­вия непосильные в физическом от­но­ше­нии в ус­ло­вия край­не тя­же­лые в от­но­ше­нии нрав­ст­вен­ном. Но и прой­дя в те­че­ние трех лет этот кре­ст­ный путь, о. Ва­си­лий не со­би­рал­ся ос­тав­лять служ­бу в хра­ме, от­ка­зы­вать­ся от ду­хов­но­го окорм­ле­ния паствы, от слу­же­ния Бо­же­ст­вен­ной литур­гии.
Те­перь он слу­жил в хра­ме се­ла Се­ле­зе­ни­ха Ли­хо­славль­ско­го рай­она. Ни­чуть не ус­ту­пил он без­бо­жию – так же про­по­ве­до­вал, так же хо­дил по до­мам прихожан с мо­леб­на­ми. Он слу­жил и жил так, слов­но не бы­ло ни­ка­ких гонений. Та­ких свя­щен­ни­ков и боя­лись Ста­лин и ком­му­ни­сти­че­с­кие пра­ви­те­ли. На та­ких свя­щен­ни­ков не действовали ни угрозы, ни ма­те­ри­аль­ное утес­не­ние, ни тюрь­ма, ни ка­торж­ная ра­бо­та – ни­что не мог­ло при­ну­дить их от­ка­зать­ся от веры и служения Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­кви.
В 1937 го­ду был со­став­лен указ об аре­стах и рас­стре­лах церковно-священнослу­жи­те­лей и пра­во­слав­ных ми­рян. Для то­го что­бы по­лу­чить началь­ные све­де­ния, ко­то­рые мог­ли по­слу­жить ос­но­ва­ни­ем для аре­ста, НКВД тре­бо­вал от пред­се­да­те­лей сель­со­ве­тов по­фа­миль­ные ха­рак­те­ри­с­тики на жи­те­лей категорий, пла­ни­ро­вав­ших­ся для аре­ста. Предсе­да­тель Се­ле­зе­ни­хов­ско­го сель­со­ве­та на­пи­сал со­от­вет­ст­вую­щую ха­рак­те­ри­сти­ку и на о. Ва­си­лия: “При­был Виногра­дов В.А. в се­ло Се­ле­зе­ни­ха в 1934 го­ду из Но­во­ка­рель­ско­го рай­она. Ви­но­гра­дов В.А., проживая и слу­жа при церк­ви в се­ле Се­ле­зе­ни­ха, ок­ру­жал се­бя подозрительными, без оп­ре­де­лен­ных за­ня­тий ли­ца­ми, як­шал­ся с быв­ши­ми кулака­ми, как на­при­мер, с Ле­бе­де­вым Ва­си­ли­ем Ива­но­ви­чем, ка­ко­вой аре­сто­ван ор­га­на­ми НКВД за контрреволюцион­ную аги­та­цию. Ви­но­гра­дов, про­жи­вая на терри­то­рии Се­ле­зе­ни­хов­ско­го сель­со­ве­та, не под­чи­нял­ся сель­со­ве­ту, без разреше­ния сель­со­ве­та про­из­во­дил под­вор­ные об­хо­ды кре­сть­ян­ских дво­ров, за что был оштра­фо­ван в 1935 го­ду на 200 руб­лей, но, не об­ра­щая вни­ма­ния на штраф, он про­дол­жал это де­лать. Ма­ло это­го, он подговаривал жен­щин, ко­то­рые тол­пой при­хо­ди­ли в сель­со­вет и на­ру­ша­ли об­ще­ст­вен­ный по­ря­док. Про­во­дил агитаию сре­ди верую­щих жен­щин и во­об­ще на­се­ле­ния, из­вра­щая ста­лин­скую кон­сти­ту­цию в сво­их ре­ли­ги­оз­ных целях, ука­зы­вая, что ста­лин­ская кон­сти­ту­ция раз­ре­ша­ет под­вор­ные об­хо­ды... Сре­ди ве­рую­щих про­во­дит антисоветскую агитацию за соблюде­ние ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ков, а этим са­мым сры­ва­ет полелые ра­бо­ты...”[5]
В ночь с 21 на 22 де­каб­ря свя­щен­ник был аре­сто­ван. След­ст­вие про­во­ди­лось стре­ми­тель­но. 23 де­каб­ря следователь до­про­сил пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та на пред­мет то­го, что­бы тот под­твер­дил в сво­их по­ка­за­ни­ях дан­ную им характеристику.
– Рас­ска­жи­те, с кем в се­ле свя­щен­ник Ви­но­гра­дов имел тес­ную связь из бывших ку­ла­ков и лиц ан­ти­со­вет­ски настро­ен­ных, – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Ви­но­гра­дов имел тес­ную друж­бу с ку­ла­ком Ле­бе­де­вым. Я сам лич­но хорошо ви­дел, как ку­лак Ле­бе­дев системати­че­ски по­се­щал свя­щен­ни­ка Виноградо­ва на квар­ти­ре... Кро­ме это­го, свя­щен­ник Ви­но­гра­дов груп­пи­ровал вокруг се­бя лю­дей из ку­лац­кой род­ни и лиц, по­доз­ри­тель­ных по со­ци­аль­но­му про­ис­хо­ж­де­нию.
– Свя­щен­ник Ви­но­гра­дов про­из­во­дил не­раз­ре­шен­ные об­хо­ды кре­сть­ян с рели­ги­оз­ны­ми об­ря­да­ми?
– Да, про­из­во­дил. Без раз­ре­ше­ния Ви­но­гра­дов на­чал об­ход кре­сть­ян
в 1935 го­ду, за что был ош­тра­фо­ван на 200 руб­лей, кро­ме это­го, он де­лал об­ход без раз­ре­ше­ния в 1936 го­ду, я сам лично, об­на­ру­жив это, пред­ло­жил ему прекратить об­ход. Поч­ти пе­ред ка­ж­дым празд­ни­ком Ви­но­гра­дов при­хо­дит в сельсо­вет и тре­бу­ет раз­ре­ше­ния на об­ход. При тре­бо­ва­нии раз­ре­ше­ния на об­ход, Ви­но­гра­дов ста­рал­ся со­слать­ся на кон­сти­ту­цию, он го­во­рил, что кон­сти­ту­ция разре­ша­ет де­лать об­хо­ды, а вы не раз­ре­шае­те, то есть Ви­но­гра­дов в сво­их разгово­рах ис­тол­ко­вы­вал в об­рат­ном смыс­ле в сво­их ин­те­ре­сах ста­лин­скую консти­ту­цию, что де­лал и сре­ди колхозников, и дру­гих лиц, ок­ру­жав­ших его.
– Что вам еще из­вест­но об ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­рах свя­щен­ни­ка Виноградо­ва?
– При уп­ла­те са­мо­об­ло­же­ния и по­до­ход­но­го на­ло­га в кон­це это­го го­да Вино­гра­дов, бу­ду­чи в сель­со­ве­те, в присут­ст­вии кол­хоз­ни­ков, вы­ра­жал свои антисо­вет­ские на­строе­ния. Он го­во­рил, что со­вет­ская власть не­пра­виль­но насчиты­ва­ет на не­го по­до­ход­ный на­лог и са­мо­об­ло­же­ние, что сум­му до­хо­да государ­ст­во вы­ду­ма­ло и тре­бу­ет платить не­за­кон­но, та­ких до­хо­дов у не­го нет. Кро­ме это­го, как я ука­зы­вал вы­ше, Ви­но­гра­дов выражал недовольство сталинской кон­сти­ту­ци­ей, про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ок­ру­жаю­щих его жен­щин о том, что яко­бы сельсо­вет виноват, что не раз­ре­ша­ет де­лать под­вор­ные об­хо­ды, по­сы­лал их ко мне, и они, при­хо­дя ко мне, устраивали скан­дал, тре­буя разрешения[6].
В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил пред­се­да­те­ля ме­ст­но­го кол­хо­за, который от­ве­чал на во­про­сы сдер­жан­но, не при­со­чи­нял от се­бя то­го, что хо­тел бы услы­шать сле­до­ва­тель.
– С кем из лиц, ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ных, и быв­ших ку­ла­ков Ви­но­гра­дов имел тес­ную связь? – спро­сил следователь.
– Ви­но­гра­дов имел связь с ку­ла­ком Ле­бе­де­вым, ко­то­рый час­то по­се­щал Вино­гра­до­ва, со­сто­ял в цер­ков­ном совете. В на­стоя­щее вре­мя Ле­бе­дев аре­сто­ван за контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния. Кро­ме это­го, Вино­гра­дов груп­пи­ро­вал во­круг се­бя лиц из ку­лац­кой род­ни...
– Ви­но­гра­дов про­из­во­дил ли об­хо­ды с ре­ли­ги­оз­ны­ми об­ря­да­ми кре­сть­ян?
– Да, про­из­во­дил. В 1935 го­ду он про­из­во­дил об­ход кре­сть­ян се­ла Селезенихи без раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та, за что был ош­тра­фо­ван сель­со­ве­том на 200 руб­лей.
– Что вам из­вест­но об ан­ти­со­вет­ском на­строе­нии Ви­но­гра­до­ва и о его контрре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди насе­ле­ния?
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции от Ви­но­гра­до­ва я не слы­шал, и о его антисо­вет­ском на­строе­нии мне ни­че­го не из­вест­но[7].
Вы­зва­ли на до­прос пред­се­да­те­ля цер­ков­но­го со­ве­та.
– Рас­ска­жи­те, что вам из­вест­но об ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­рах свя­щен­ни­ка Вино­гра­до­ва.
– Бу­ду­чи пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та, я с Ви­но­гра­до­вым имел беседы. В бе­се­дах со мною Ви­но­гра­дов гово­рил, что вот, лю­ди за­бы­ли Бога, не хо­дят в цер­ковь, во всем этом ви­но­ва­та со­вет­ская власть. По во­про­су неразрешений об­хо­дов по се­ле­ни­ям Ви­но­гра­дов по­сы­лал ме­ня хло­по­тать в РИК, но я не хо­дил. В час­ти сбо­ра де­нег с на­се­ле­ния, я не хо­дил, Ви­но­гра­дов по­сы­лал со­би­рать день­ги жен­щин, ко­то­рые, об­хо­дя де­рев­ни, и со­би­ра­ли. Других фак­тов ан­ти­со­вет­ско­го вы­ска­зы­ва­ния я не знаю и от Ви­но­гра­до­ва не слы­шал[8].
Со­б­ран­ных про­тив свя­щен­ни­ка све­де­ний по­ка­за­лось сле­до­ва­те­лю недостаточ­но, и он до­про­сил сек­ре­та­ря Селезе­ни­хов­ско­го сель­со­ве­та. Но и тот ни­че­го осо­бен­но­го не до­ба­вил.
– Рас­ска­жи­те, с кем из ку­ла­ков или лиц, ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ных, Виноградов имел тес­ную связь, – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Ви­но­гра­дов имел тес­ную связь с быв­шим ку­ла­ком Ле­бе­де­вым Ва­си­ли­ем Ива­но­ви­чем, ка­ко­вой в про­шлом имел кон­ный мас­ло­бой­ный за­вод,
а в на­стоя­щее вре­мя аре­сто­ван за контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди населения. Я сам лич­но не­сколь­ко раз видел ле­том, при­мер­но в ию­ле и в ав­гу­сте, как Ле­бе­дев бе­се­до­вал на ули­це со свя­щен­ни­ком Ви­но­гра­до­вым. Кро­ме это­го, я ви­дел, как Ле­бе­дев за­хо­дил на квар­ти­ру к Ви­но­гра­до­ву. По­се­щал Ле­бе­дев квартиру Ви­но­гра­до­ва систематиче­ски, в осо­бен­но­сти ле­том, поч­ти ка­ж­дый день. О чем у них про­ис­хо­ди­ли бе­се­ды, мне не­из­вест­но.
– Рас­ска­жи­те, ка­ко­во от­но­ше­ние Ви­но­гра­до­ва к про­во­ди­мым ме­ро­прия­ти­ям пар­тии и со­вет­ской вла­сти.
– От­но­ше­ние его к ме­ро­прия­ти­ям пар­тии и со­вет­ской вла­сти от­ри­цатель­ное. Пом­ню, в мо­ем при­сут­ст­вии и в присут­ст­вии пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та и колхозников Ви­но­гра­дов, ре­ги­ст­ри­руя кви­тан­цию об уп­ла­те, го­во­рил, что советская власть бе­рет с не­го са­мо­об­ло­же­ние не­вер­но и не­пра­виль­но, что до­хо­да у не­го та­ко­го нет. Не­пра­виль­но насчи­ты­ва­ют и застав­ля­ют пла­тить за вы­ду­ман­ную сум­му до­хо­да. Этот раз­го­вор Ви­но­гра­до­ва был в кан­це­ля­рии сельсо­ве­та 29 сентяб­ря 1937 го­да.
– Кто при­ез­жал к Ви­но­гра­до­ву и ку­да вы­ез­жал он?
– Кто при­ез­жал к Ви­но­гра­до­ву, я не знаю, в час­ти же его вы­ез­да, это мне извест­но. При­мер­но в ок­тяб­ре ме­ся­це он вы­ез­жал в Ра­меш­ков­ский рай­он яко­бы по при­чи­нам пе­ре­во­да его ту­да, но вер­нул­ся об­рат­но че­рез день и уже никуда не вы­ез­жал[9].
Все эти лю­ди бы­ли до­про­ше­ны в те­че­ние двух дней по­сле аре­ста священника – 22 и 23 де­каб­ря. То­гда же, 23 декаб­ря, сле­до­ва­тель до­про­сил о. Васи­лия.
– Вы, Ви­но­гра­дов, об­ви­няе­тесь в том, что сис­те­ма­ти­че­ски сре­ди окружающе­го на­се­ле­ния про­во­ди­ли ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив суще­ст­вую­ще­го строя. При­знае­те ли вы се­бя ви­нов­ным и в чем имен­но? – спросил он.
– Я, Ви­но­гра­дов, в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди ок­ру­жаю­ще­го на­се­ле­ния ви­нов­ным се­бя не при­знаю и отдельных раз­го­во­ров ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра не про­во­дил.
– Рас­ска­жи­те, с ка­ко­го го­да вы ста­ли слу­жи­те­лем куль­та?
– С 1907 го­да и по 1919 год я был на­сель­ни­ком Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря, с 1923 го­да я был пса­лом­щи­ком, а затем дья­ко­ном, а по­том свя­щен­ником.
– Сколь­ко раз вы бы­ли су­ди­мы и за что?
– Су­дим я был два раза, пер­вый раз был су­дим в 1929 го­ду... при­су­ж­ден был к шес­ти ме­ся­цам при­ну­ди­тель­ных ра­бот. Вто­рой раз был су­дим по ста­тье 58 пункт 10 УК к трем го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды, срок на­ка­за­ния от­был[10].
На этом до­прос был окон­чен; на сле­дую­щий день бы­ло со­став­ле­но обвинитель­ное за­клю­че­ние и де­ло передано на ре­ше­ние Трой­ки НКВД. 26 декабря Трой­ка при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Вино­гра­дов был рас­стре­лян 28 де­каб­ря 1937 го­да[11].
 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия.
Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3»
Тверь. 2001. С. 436-441
 
 
Примечания

[1] Ар­хив УФСБ РФ по Твер­ской обл. Арх. № 9282-С. Л. 7.
[2] Там же. Л. 26.
[3] Там же. Л. 27.
[4] Там же. Л. 33-34.
[5] Там же. Арх. № 21990-С. Л. 4.
[6] Там же. Л. 10.
[7] Там же. Л. 12.
[8] Там же. Л. 16.
[9] Там же. Л. 18.
[10] Там же. Л. 8.
[11] Там же. Л. 21-22.
 
старый стиль
новый стиль
12.11.2018
11 ноября 2018 года, накануне 100-летия мученической кончины (14 ноября 1918 года) священников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, канонизованных в лике священномучеников на Архиерейском Соборе 2000 года, состоялся молебен с освящением памятного креста, установленного на месте убийства священников в деревне Новоборисовка Наро-Фоминского района.
Далее

31.10.2018
26 октября по благословению митрополита Тверского и Кашинского Саввы в Актовом зале Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького состоялась научно-практическая конференция "Наследие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, (к 25-летию обретения святых мощей)".

Далее  Видео

20.10.2018
Монастырь Оптина пустынь выпустил книгу архимандрита Дамаскина (Орловского) "Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского".


15.10.2018
Фрнд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви" выпустил книгу архимандрита Дамаскина (Орловского) "Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского"

05.10.2018
Опубликована монография архимандрита Дамаскина (Орловского) "Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность".


01.10.2018
Вышло в свет второе издание книги архимандрита Дамаскина (Орловского) "Единство через страдания. Новомученики России Украины и Беларуси".


07.04.2018

Опубликованы выступления Е.Ю. Нуйкиной и И.Н. Канурской на научно-практической конференции «Пятнадцатые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края». 28 марта 2018 г. в Курской Государственной Сельскохозяйственной Академии и Курском Институте развития образования 29 марта 2018 г.

27.03.2018
Опубликовано выступление архимандрита Дамаскина (Орловского) на Круглом столе "Подвиг новомучениц Церкви Русской, в земле Московской просиявших, и увековечивание их памяти (к 100-летию создания Союза православных женщин)".



 




 

 

 


 


©Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом
Сервис W100.ru: продвижение и создание сайтов на заказ