14 (27) ноября 

Священномученик
Александр Покровский 

Священномученик Александр родился 14 августа 1879 года в селе Ка­закове Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Покровского. У псаломщика Михаила Покровского было шесть дочерей и че­тыре сына, и жила семья очень бедно; часто не хватало своего хлеба до нового урожая, а купить было не на что, и родители посылали детей к соседям и даже в соседнюю деревню, чтобы занять хлеба. С десяти лет дети помогали отцу в работе – сеяли, убирали хлеб, косили и собирали сено, для них отец специ­ально купил маленькие косы. Когда дети подросли, то и тогда не оставляли крестьянских работ, и, бывало, нанимались поденно на сельскохозяйственные работы к местному священнику или диакону. Половину сена брали в этих слу­чаях себе, а половину отдавали хозяину. Когда старшим детям впоследствии приходилось уезжать на учебу в семинарию, отец продавал половину сена для того, чтобы оплатить им дорогу. Дети уезжали в семинарию, не возвращаясь на рождественские и пасхальные каникулы за отсутствием средств, приезжая домой только после окончания курса. 

Первоначальное образование Александр получил в земской школе; в 1897 году он окончил Волоколамское духовное училище, в 1905-м – Вифанскую Духовную семинарию. Окончив семинарию, Александр поступил учите­лем в сельскую школу; в 1906 году он был рукоположен во диакона ко храму в Инженерном училище на Бахметьевской улице в Москве, в 1909 году был переведен в храм святого князя Владимира в Старосадском переулке, одновременно он исполнял послушание законоучителя. В 1910 году его отец тяжело заболел и вынужден был уйти за штат, и на диакона Александра легли все за­боты по содержанию семьи, в которой еще было три незамужних сестры, две из которых не получили еще никакого образования. В это время ему пришлось испытать весьма тяжелое бремя материальной нужды; в 1919 году он был рукоположен во священника и служил в церкви преподобной Елизаветы при Дорогомиловском кладбище. 

После большевистской революции жить стало еще тяжелее, отец Алек­сандр стал искать приработка, не брезгуя, по его словам, никакой работой. Он работал в Татарском комиссариате на Кремлевской набережной, где в его обя­занности входило доставать продукты для столовой и следить за чистотой, был счетоводом в продовольственном складе рабочего кооператива, статистом по переписи населения Москвы, дворником от квартального хозяйства. С 1923 года он стал служить только в храме, оставив светские заработки. Жил он сна­чала в квартире при храме святого князя Владимира в Старосадском переулке, а в марте 1929 года переехал поближе к Елизаветинской церкви, поселившись в доме на Можайском шоссе. 

Отец Александр был усердным и смелым проповедником и в одной из проповедей, обращаясь к прихожанам, сказал: «...Вот в настоящее время сеют­ся по всем углам нашего отечества семена неверия. Оно стало так модно, что всякое проявление религиозного чувства и выполнение религиозных потреб­ностей угрожает опасностью потерять место на общественной службе, при первом удобном случае быть сокращенным. Оно стало необходимым для бла­гополучного и успешного прохождения курса наук и занятия после общест­венной службы. Это модное поветрие много приносит соблазна для молодого поколения, для которого не представляется блестящей карьеры на обществен­ной службе без этого девиза неверия. 

Что же это значит, откуда зародилось такое поветрие? Наука что ли так превзошла, что не стало уже нужды в Божественном откровении? Она дает ответы на все жгучие вопросы, волнующие людей: о происхождении мира и все­го живущего, о смысле жизни и последней судьбе мира и человека? Нет, наука отвечает, что все произошло так себе, само из себя, из пылинок, так называе­мых атомов, неизвестно откуда-то появившихся. Не знает и того, как возникла жизнь на земле, возникают ли на земле какие-либо живые существа вновь самопроизвольно. Много, много нужно еще учиться двигателям безбожной науки, чтобы дойти до познания Бога. Безбожная наука сама говорит, что вечных и абсолютных истин нет, но наука совершенствуется, все ближе и ближе приближается к истине и действительному познанию мира и человека, благодаря этому человек все более из раба природы становится ее господином. 

Но ведь это есть повеление Божие. На первых страницах Библии, этого Божественного откровения говорится: Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Поставил его как царя всей природы, чтобы он познавал все си­лы ее и употреблял их на службу себе для облегчения своего труда. И на пер­вых порах Сам Бог привел к нему всех животных, чтобы он дал всем им име­на. Познай свойства, качества всех животных и приспособляй их на службу себе. Развивай свои физические, умственные качества, уподобляйся Богу до бесконечного совершенства. Будьте совершенны, как Отец мой Небесный со­вершен есть, сказал Христос Спаситель. В притче о талантах Господь грозит страшным наказанием тем людям, которые данные им от Бога таланты не употребляют на дело, не развивают, не совершенствуют. Зарывают свой талант в землю. Христос сказал: “возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего от­нимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов” [Мф. 25, 28-30].

Как нам после этого наука говорит, что богооткровенная религия задерживает, препятствует развитию цивилизаций, культуры и прогресса? Да не христианские ли государства стоят у нас во главе культуры и цивилизаций? Это злостная клевета на христианство со стороны неверия...» 

12 августа 1929 года в доме у отца Александра почти одновременно собралось сразу несколько человек не знавших друг друга: двоюродный брат супруги отца Александра с братом своей супруги, молодым человеком двадцати одного года, комсомольцем, и дочь генерала императорской армии, скончавшегося в 1926 году. Большей частью все они его и ранее посещали, за исклю­чением молодого комсомольца, чтобы отслужить панихиду по почившим род­ственникам. Узнав, что молодой человек комсомолец, отец Александр сказал, что при советской власти священникам стало жить очень хорошо, их, напри­мер, бесплатно посылают в Соловки и задаром там кормят, а сами коммуни­сты до сих пор остаются религиозными и тайком ходят в храм. Если умрет кто-то из их родственников, то сначала хоронят с музыкой, без священника, а потом приходят в храм и просят отслужить панихиду. Зашел разговор о жите­лях района, что в связи с тем, что здесь есть винная лавка, то много бывает пьяных, и, следовательно, драк и хулиганства – настоящая трущоба, и как это члены правительства не боятся проезжать через такую трущобу. Обсуждали, как однажды хулиганы остановили автомобиль, и седоки обратились с жало­бой к милиционеру, который отказался их защищать, сказав: «мало ли кто ез­дит, наймут автомобиль, а сами платить не хотят». А в машине меж тем ока­зался Ворошилов. Отец Александр рассказал, что бывает, что похоронная про­цессия останавливает движение автомобилей, и ему самому пришлось участво­вать в такой процессии, когда, несмотря на гудки автомобилей, родственники покойника ни за что не хотели сойти с мостовой, и автомобилям пришлось ждать, пока люди пройдут. Зашел разговор о том, как ездят члены правитель­ства и, в частности, Сталин, и насколько обеспечена их безопасность. Дочь генерала сообщила, что как и до революции, так и сейчас руководителей хо­рошо охраняют, и впереди, и позади едут машины с охраной; вероятно после этой беседы она и отправила соответствующее донесение в ОГПУ, где эти раз­говоры были представлены, как обсуждение плана террористического акта. 

Через несколько дней, 15 августа 1930 года, отец Александр был аре­стован. Следователь стал подробно расспрашивать священника обо всех его родственниках и знакомых. Перечислив некоторых родственников и знакомых, кто изредка заходил к нему, и в частности назвав дочь генерала, которая заходила к нему отслужить панихиду по умершему отцу, отец Александр сказал: «Больше к нам никто не ходит, если не считать посетителей кладбища, кото­рые делают заказы на молебны и панихиды. Но эти лица не задерживаются. Зайдут, сделают заказ и уходят». 

После допроса священника был арестован комсомолец, а через не­сколько дней – двоюродный брат супруги отца Александра. Узнав, что на Дорогомиловском кладбище есть несколько завсегдатаев-пьяниц, которые знакомы священнику, арестовали и их, а, узнав, что у одного из них брат служит псаломщиком в том же храме на Дорогомиловском кладбище, арестовали и его. Попутно выяснилось, что двоюродный брат самого отца Александра, Ни­колай Дмитриевич Покровский, также является священником и служит в Зна­менской церкви в Москве; арестовали и его. 

22 сентября 1930 года отцу Александру было предъявлено обвинение в том, что он являлся «членом активной контрреволюционной организации, ста­вящей свой целью совершение ряда террористических актов по отношению вождей Советского Союза и, главным образом, в отношении тов. Сталина, действуя по заранее подготовленному плану». 

Следствие и частые допросы длились в течение двух месяцев, и, хотя следователям так и не удалось доказать наличие намерений совершить террористический акт, в обвинительном заключении они написали: «В процессе следствия факт подготовки террористического акта конкретными данными не установлен. Тем не менее, установлено, что на квартире Покровского... имели место разговоры о терроре и о методах проведения такового в жизнь. Из дела видно, что Покровский знает, когда и при какой охране проезжает тов. Сталин и другие члены правительства по Можайскому шоссе, следовательно, он, Покровский, интересовался этим вопросом... Учитывая социальный состав дан­ной группы и все выше изложенные обстоятельства, есть основания полагать, что со стороны указанной группы велась подготовка к совершению террори­стических действий по отношению членов советского правительства, в первую очередь – тов. Сталина...» 

30 ноября 1930 года тройка при ПП ОГПУ приговорила отца Алексан­дра к десяти годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Соловки, священник Николай Покровский и псаломщик Елизаветинского храма были приговорены к трем годам заключения в концлагерь, двоюродный брат жены отца Александра к пяти годам заключения, родственник-комсомолец и пьяни­цы освобождены. 

10 июня 1933 года отец Александр был досрочно освобожден из Соловецкого концлагеря и выехал в город Коломну Московской области. Здесь вы­яснилось, что Коломна вошла в стокилометровую зону Москвы, и здесь ему жить не разрешили, и он уехал в Волоколамск, где устроился работать коню­хом. В НКВД после освобождения ему пригрозили: «Больше не служи!» Суп­руга священника, Надежда Сергеевна, также уговаривала его отказаться от служения в церкви, но он не послушался ни советов врагов Божиих, ни сове­тов любящих его родственников и снова стал хлопотать, чтобы ему было пре­доставлено место для служения в храме. 

В 1934 году отец Александр был направлен служить в Троицкую церковь в селе Ново-Никольском Шаховского района. В 1936 году он был возведен в сан протоиерея. Служа здесь, он не прекращал своей проповеднической и пастырской деятельности. 

«Господь наш Иисус Христос да поможет нам освятить Его Божествен­ным Евангелием все пути нашего земного существования, – обратился отец Александр к прихожанам. – Да будет книга Божественных глаголов Его не только спасительным руководством в нашей земной жизни, но и неразлучным спутником нашим при отшествии в жизнь загробную. 

Господь наш Иисус Христос начал свое общественное служение, как Спаситель рода человеческого, проповедью о покаянии: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Учение о Царстве Божием служило для Иисуса Христа ис­ходным пунктом Его проповеди. Созидание Царства Божия должно составлять задачу нравственной деятельности человека. Иисус Христос обращается к душе человека и ее ценит в нем, а не внешнее положение. Христос не отрицает ма­териальных благ и нужд своих последователей: знает Отец ваш небесный, что вы имеете нужду во всем этом, но Он требует, чтобы эти нужды были подчи­нены нравственным началам жизни духовной. Если человек подпадает под их власть, если его душа порабощается ими, то Христос требует решительной борьбы с ними. 

Когда к Иисусу Христу подошел один богатый юноша с вопросом: как мне жить, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос сказал ему: соблюдай за­поведи; и, когда юноша ответил, что он все это сохранил от юности своей, что еще не достает ему, Христос сказал: иди, продай имение свое и раздай нищим и иди за Мною. Побори в себе привязанность. Вот в тебе чего недостает, по­бори в себе привязанность к земным сокровищам, в которых ты видишь ра­дость и счастье в жизни, и иди за Мною, обогащай свою душу сокровищами духовными, которых ни червь не подтачивает, ни тля не истлевает, ни воры не подкапывают, не крадут. 

Христос Спаситель призывает нас к борьбе, но не с внешними условиями жизни, а борьбе со своими пороками и страстями. Сам Господь наш пережи­вал в своей жизни борьбу. По свидетельству евангелиста Луки, Господь совер­шал пред своими страданиями молитву в саду Гефсиманском, находясь в бо­рении. Но эта борьба была исключительно внутреннею: находясь в борении, Господь прилежно молился с сильным воплем и слезами. 

Борьба же, происходящая теперь в нашей жизни, проникнута совершенно другим духом: в злобе и зависти борются друг с другом отдельные классы и лица. Совершенно не видно, чтобы в нашей жизни происходила борьба внут­ренняя, на началах возвещенных нам Христом Спасителем. А между тем, та­кая-то именно борьба человека с самим собою, с неправдою и злобою в себе самом и необходима теперь для возрождения и обновления нашей жизни. Че­ловек должен постоянно и упорно бороться с дурными наклонностями своей природы: себялюбием, своекорыстием, завистью и вообще со всеми злобными отношениями к ближним, чтобы вносить в жизнь мир и успокоение, честный труд и благожелательные отношения к ближним. 

Мы должны быть твердо убеждены в том, что какие бы ни предлагались формы совершенного общественного устройства, жизнь будет не улучшаться, а ухудшаться, пока человек не поборет в себе пороки и страсти. Мы должны исторгнуть из своего сердца все греховное и злое, вносящее в жизнь только разрушение и расстройство. Правда, в жизни нас окружающей происходит и существует много зла, с которым нужно бороться, чтобы побеждать и заменять добром. Сам Спаситель во время Своей земной жизни вел непрерывную борь­бу со злом. Достаточно припомнить Его грозные обличительные речи против фарисейской лжи, лукавства и лицемерия. Но как отличается борьба Спасите­ля со злом от той борьбы, которая происходит теперь в нашей жизни! Господь вел борьбу с такими явлениями, которые были действительно несомненным злом. Теперь же часто выходят на борьбу не со злом жизни, а с людьми, выхо­дят личности, побуждаемые к борьбе себялюбием, завистью, корыстолюбием и злобою, вследствие чего зло в жизни от подобной борьбы не уменьшается, а более увеличивается. Борьба Спасителя со злом жизни вызывалась чистейши­ми, нравственными побуждениями: ревностью о славе Отца Небесного и безграничною любовью к ближним. Выгнав торгующих из храма, Господь сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли. Возмущенный жестокосердием фарисеев, Господь смотрел на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их. Самую борьбу со злом Господь наш Иисус Христос вел такими средствами, которые были безусловно чистыми в нравственном отношении, указывались любовью к Богу и ближним, относились к обличению и вразумлению заблуд­ших, к назиданию всех. 

Теперь не рассуждают о нравственном достоинстве средств, при помощи которых должна вестись борьба: все средства считаются дозволенными, лишь бы вели к достижению предназначенной цели. Отсюда употребление таких средств, которые могут быть внушены только адскою злобою, средств, при помощи которых достигается лишь разрушение того, что создано предшест­вующими поколениями, уничтожение имущества и жизни ближних, уничто­жение самое дикое, жестокое и беспощадное. Да, православные христиане, не так боролся со злом наш Спаситель. Как небо отстоит от ада, так и борьба нашего Спасителя со злом жизни отличается от того, что происходит теперь в жизни нашей. В чем еще обнаруживается борьба в нашей жизни? Немало сил полагается нами в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни: в изыскании способов для увеличения скудных средств к существованию, к об­легчению тяжелого и изнурительного труда. С тех пор, как Бог сказал челове­ку: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, земля будет произрастать тебе терния и волчцы – борьба с неблагоприятными обстоятельствами жизни стала для нас неизбежной. Но худо то, что такая борьба у нас соединяется с забве­нием о Боге и Его святом законе и сопровождается несправедливостью и жес­токостью по отношению к ближним. Христианин должен проходить свой жиз­ненный подвиг с любовью и доброжелательством к ближним, совершать жиз­ненные труды честно, с молитвою, в полной уверенности, что Господь по от­ношению к каждому из своих рабов исполнит великое обетование: “Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” [Мф. 6, 33]. Взирая на Господа нашего Иисуса Христа, будем иметь твердое убежде­ние, что Евангелие Христово возвещает нам жизнь, исполненную такого света, который во тьме светит и тьма не объяла его, жизнь, представляющую непре­станное стремление к раскрытию всего чистого, истинно совершенного в при­роде человеческой, жизнь являющуюся сочетанием божественного и человече­ского... вечного и временного...» 

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, – обратился протоиерей Александр в одной из проповедей. – Господь наш Иисус Христос, в Иерусалиме даро­вавши зрение слепорожденному, призвал этим чудом исцеленного к тому, что он всем сердцем уверовал в своего Чудотворца, как существо Божественное и всемогущее. И никакие козни злобных фарисеев не могли поколебать веры исцеленного во Иисуса Христа. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному, отвечал он врагам Христовым. И когда Спаситель встретил исцеленного в храме и спросил его: веруешь ли в Сына Божия? То исцеленный, узнавши в Нем своего Благодетеля, без всякого колебания воскликнул: верую, Господи! И поклонился Ему. 

Господь Иисус Христос, Свет Разума и Солнце Правды, призвавши нас в Свой чудный свет Своею безгрешной жизнью, Своим небесным учением, Своими чудесами, Своею крестною смертью, воскресением и вознесением на небо, словом – всем чудным содержанием Евангелия, располагает нас к тому, чтобы наша вера в Него и Бога истинного все более и более укреплялась и усиливалась. Эта вера в Спасителя, Его Божественную власть и силу необхо­дима каждому из нас не только для того, чтобы мы сделались наследниками Царства Небесного, но и для того, чтобы мы шли верным путем в наилучшем устроении нашей земной жизни во всех отношениях. 

На самом деле, кто верует в Господа Иисуса Христа как Бога истинного, тот признает, что откровение, данное Им роду человеческому, есть откровение Божественное и потому безусловно священное. Это откровение не только яв­ляет нам – в чем состоит наивысшее совершенство, к осуществлению которо­го должно стремиться развитие жизни человеческой, но и показывает, что со­вершенство это действительно существует в лице Господа Иисуса Христа и по­тому не зависит от произвола человеческого. Мы должны только принять, что откровение Христово, как выражение воли Божией, для нас обязательно, и должно устраивать свою жизнь так, как повелевает нам Христос, Истинный Бог наш, что оно есть надежное руководство к устроению самой совершенной земной жизни нашей, что истина, правда и любовь, возвещенные откровением Христовым человечеству, указывают такие цели и задачи для устроения жизни нашей, выше и совершеннее которых мы и представить себе не можем, и, что самое важное, в откровении дарована нам сила созидающая, сила, приводящая к самому плодотворному творчеству, к устроению жизни. 

Истинный христианин, проникаясь созидающими началами истины, правды и любви, стремится, чтобы под руководством этих начал создавать об­разцы совершенства и осуществлять их в жизни. Образцы близкие сердцу вся­кого человека – и ученого и простеца. Образец высочайшего жизненного совершенства есть наш Господь Иисус Христос, Который Сам говорил о Себе: Я есмь путь, истина и жизнь. 

Истинный христианин исповедует, что Иисус Христос, как Бог, имеющий и по человечеству Своему бесконечную силу и власть во вселенной, является верховным раздаятелем власти. Он основал на земле Свою Церковь со священноначалием и истинный христианин благоговейно повинуется в своей жизни руководству Святой Церкви, зная, что, кто преслушает Церковь, тот да будет как язычник и мытарь. Он является не только послушным чадом Православной Церкви, но подчиняется и всякой мирской власти, зная, что без воли Божией ничего не совершается в мире. 

Устроение жизни на началах, возвещенных миру Спасителем, работа несомненно весьма трудная, силы же человеческие ограничены и повреждены грехом. Отсюда нередки такие явления, что человек, одушевленный самыми возвышенными к устроению жизни устремлениями, скоро начинает чувство­вать свое бессилие, утомляется и бросает свою работу в разочаровании и соз­нании своей беспомощности. Спаситель предостерегает нас от самонадеянно­сти во всем, а также и в устроении жизни. Он ясно говорит: без Меня не мо­жете делать ничего. Но вместе с тем Он ободряет труженика надеждою на полный успех под условием, чтобы христианин относился к своему Спасите­лю, как ветвь к лозе: кто пребывает во Мне, говорит Господь, и Я в нем, тот приносит много плода. Итак, православные христиане, кто верует в Иисуса Христа, как Бога истинного, кто принадлежит к Святой Его Церкви, подаю­щей нам от Божественной силы Его все потребное для жизни и благочестия, тот только и может совершать устроение жизни личной и общественной. 

Когда же человек утрачивает веру в Христа Спасителя, не признает Его Божественной силы и власти во вселенной, тогда он лишается твердой основы жизни, верного и надежного руководства, лишается помощи, необходимой для труженика, лишается наконец самой силы, вносящей в жизнь истинное творчество, созидающей и устрояющей жизнь. Тогда начинают руководить челове­ком личный произвол и своеволие, человек говорит, что он сам мера всех ве­щей, мера истинного и ложного, добра и зла; отсюда отрицание всяких нравственных обязанностей, для такого человека уже нет ничего священного, цен­ного самого по себе, и потому он стремится к переоценке всех ценностей. Побуждением к деятельности для такого человека служит не любовь, а гордость и тщеславие; отрекаясь от Бога и Христа Его, он начинает себя считать сверхчеловеком, человекобогом и вносит в жизнь только смуту, раздор и разрушение. 

Поэтому, все истинные трудолюбцы, все, кто хочет принести действительную пользу жизни, укрепляйтесь верою в воскресшего Христа, как Бога истинного, и вы духовно воскреснете с Ним, тогда и жизнь исцелится от постигшего ее теперь духовного ослепления, и в устроении жизни мы к истинному свету – Христу все пойдем веселыми ногами, Пасху хвалящее вечную». 

В Ново-Никольском отцу Александру пришлось столкнулся с властями, которые потребовали от него уплаты налогов со значительно большей суммы, нежели он получал, он не уступил, ибо это значило оставить служение в хра­ме, и стал жаловаться на неправое решение властей, но в удовлетворении жа­лоб ему было отказано. 

В конце сентября 1937 года священник приехал в село Ново-Васильевское Лотошинского района, где предполагал служить в Покровской церкви, а 1 октября того же года получил официальный указ о назначении сю­да. 

10 октября 1937 года председатель сельсовета по требованию сотрудни­ков местного НКВД составил на священника характеристику, в которой напи­сал: «Ведет антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза. Он го­ворил колхозникам: вы в колхозе работаете хорошо, но вам хлеба ничего не дают, забирает весь хлеб государство, также призывал граждан к хождению в церковь. Церковь использует как трибуну контрреволюционной агитации, уст­раивает проповеди... После его приезда... в колхозе трудовая дисциплина упа­ла. Колхозники работают хуже. Вечерами окна наглухо завешаны. Ходят к не­му колхозники и единоличники. Он с ними говорит. Что - не слышно через стены». 

10 и 11 октября были допрошены дежурные свидетели – председатель сельсовета и бригадир колхоза. Председатель сельсовета показал: «Александр Михайлович Покровский прибыл в село Ново-Васильевское 21 сентября 1937 года... и сразу повел антисоветскую деятельность среди колхозников. Под ви­дом ознакомления с приходом ходил по колхозникам с 21 сентября по 5 ок­тября и вел антисоветскую агитацию; 29 сентября среди колхозников говорил: “Церковь ваша без пастыря, советская власть обезглавила ее, надо вам укре­пить веру в себе и помогать церкви. Празднуйте все праздники Христовы и в первую очередь Покров”... Сагитировал колхозницу Марфу Яковлеву не пус­кать на квартиру учителя... который уже с ней имел договоренность, но, по­слушавшись попа Покровского, Яковлева учителю от квартиры отказала и пус­тила на квартиру попа». 

Бригадир колхоза показал, что протоиерей Александр «развернул аги­тацию среди колхозников праздновать религиозные праздники... Ходит все время среди колхозников... Колхозницы моей бригады начали активно посе­щать церковь под влиянием его агитации, на работу запаздывают... Кроме то­го, он в проповеди верующим в церкви 10 октября говорил: “Надо сплотиться вокруг церкви...” Ведет он себя очень активно, старается завязать тесные свя­зи, нащупывает нужных людей, все время ведет разговоры с церковным ста­ростой». 

12 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 

Допрос в тюрьме был короток, но вполне исчерпывающ. 

– Гражданин Покровский, вы арестованы за контрреволюционную и антисоветскую деятельность, проводимую вами среди колхозников против советской власти. Следствие от вас требует искренних показаний по существу вопроса, – заявил священнику следователь. 

– Никакой антисоветской и контрреволюционной агитации среди колхозников и верующих я не проводил, – ответил отец Александр. 

– Гражданин Покровский, следствие располагает данными о том, что вы распространяли контрреволюционную клевету на советскую власть и при­зывали крестьян на восстание против существующего строя. Следствие от вас вторично требует искренних показаний. 

 Виновным себя в распространении контрреволюционной и антисо­ветской агитации против советской власти не признаю. Среди верующих я распространял не контрреволюционную пропаганду, а пропагандировал среди верующих свои религиозные убеждения и Божие учение, призывал верующих не отказываться от Бога.

16 ноября 1937 года следствие было закончено, и 23 ноября тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр По­кровский был расстрелян 27 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Архимандрит Дамаскин (Орловский)