Именной указатель -> Киприан -> Мученик Киприан (Яценко) мирянин

Собор новомучеников и исповедников Российских
 
Мученик
Киприан Яценко
 
Мученик Киприан родился в 1878 году в селе Свинарное* Гадячского уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Алек­сандра Яценко. Образование Киприан получил, по-видимому, в церковноприходской школе. В начале ХХ века семья Яценко, как малоземельная, перебралась в Уфимскую губернию и поселилась в селе Боголюбовка, населенном в основном выходцами из Малороссии. Киприан Александрович переехал туда вместе с семьей, престарелыми родителями и четырьмя сестрами. Приобретя надел помещичьей земли, он начал крестьянствовать.
В 1914 году священник, служивший в Покровской церкви в Боголюбовке, пригласил Киприана Александровича, как человека глубоко верующего и хорошо знающего богослужение, служить в этом храме псаломщиком, на что тот согласился с великой радос­тью. В 1916 году в связи с Первой мировой войной Киприан Алек­сандрович был мобилизован в армию и прослужил в ней до 1917 года, а затем, вернувшись домой, продолжил служение в хра­ме. Доверие священника к псаломщику было столь велико, что он благословил его говорить проповеди на темы Священного Писа­ния и житий святых.
Образованный и благочестивый человек, Киприан Александ­рович имел в селе большой авторитет среди жителей, и, когда вла­сти весной 1929 года приняли решение о закрытии храма в Боголюбовке, он послал по селу сноху, и та предупредила жителей, что власти собираются закрыть храм. Множество женщин собрались тогда к храму и приняли решение отправить заявление к вышестоящим властям с протестом; храм тогда удалось отстоять, но Киприан Александрович был арестован и заключен в тюрьму в Уфе по обвинению в организации прихожан в защиту церкви. Все при­хожане, однако, дружно отрицали причастность Киприана Алек­сандровича к организации протестов, и он был освобожден.
В 1929 году диакон Покровского храма из-за преследований безбожников покинул приход, и настоятель храма предложил псаломщику стать диаконом. «Ты уже все знаешь, – сказал он. – Давай поезжай повидаться с родственниками на родину, на Укра­ину, а потом приедешь и будешь рукополагаться во дьякона». Киприан Александрович согласился и, сообщив об этом супруге, прибавил: «Я все равно погибну за веру Христову».
В начале 1930 года Киприан Александрович уехал в Полтав­скую область; в это время власти закрыли храм и собирались арес­товать псаломщика. Супругу псаломщика, Ксению Андреевну, вызвали в ОГПУ и потребовали от нее подписать протокол допро­са, где было написано, что ее муж, Киприан Александрович, собирал у себя в доме старух и принуждал их выступать против закры­тия церкви. «Я этого никогда не слышала», – ответила Ксения Андреевна.
14 февраля 1930 года в Боголюбовке было собрано объединен­ное заседание членов сельсовета и бедноты, на котором присутст­вовало двадцать четыре человека. Докладчик на собрании заявил: «Правительство уже задалось целью ликвидации кулачества, но первое время их не ликвидировали, а притесняли всевозможными налогами и сборами, а кулака этим не уничтожишь, а почему и пришлось нашему правительству вопрос ставить о ликвидации ку­лака как класса, особенно в районах сплошной коллективизации. Мы, здесь собравшаяся беднота, должны ставить вопрос о ликви­дации кулака прямо, ни перед чем не останавливаясь, так как при­шел уже тот момент».
Были составлены списки намеченных к раскулачиванию, и в них был внесен и «псаломщик Киприан Яценко».
17 февраля 1930 года в селе прошли еще два собрания, сначала бедняцкое, а затем общее, которые постановили выселить из пре­делов Башкирской республики одиннадцать хозяйств с конфиска­цией имущества в фонд колхоза. Среди выселяемых была семья псаломщика Киприана Яценко, которого власти охарактеризова­ли как «организатора похода против закрытия церкви».
Решение собрания было реализовано в тот же день, и семья псаломщика: Ксения Андреевна, пятеро детей, сноха с младенцем и престарелый отец, Александр Яценко, которому было в то вре­мя уже около восьмидесяти лет, – были выселены; имущество изъято, семья переселена в гнилой домик-землянку, а хозяев до­мика переселили в их дом. Вскоре к Ксении Андреевне пришел ночью учитель сельской школы и предупредил, что власти соби­раются арестовать Киприана Александровича, и посоветовал со­общить ему, чтобы он пока не приезжал, переждал. Ксения Анд­реевна написала мужу письмо, но почтальон передал это письмо в сельсовет. Киприан Александрович, не получив известия, при­ехал в разгар этих событий домой и поселился в полуземлянке вместе с семьей. Ночью к нему пришли сотрудники из канцеля­рии сельсовета и сказали: «Спрячься, Киприан Александрович, спрячься куда-нибудь, уйди на это время. Все пройдет. Тебя все в селе жалеют, но все равно погибнешь, если не спрячешься». Но он на это ответил: «Нет, никуда я прятаться не буду. Что Богу угодно, то пусть и будет».
Зная, что его арестуют, Киприан Александрович наказывал су­пруге: «Живи по правде. И детей воспитывай только в правде. Ни­какой лжи никого не учи. Пусть будет суровая, но правда. Пусть так и дети живут. А я все равно погибну за веру Христову!» Ксения Андреевна на это ответила, показывая на младшую дочь: «Госпо­ди, хотя бы ее не было, маленькой-то». И он тогда сказал: «Все уйдут от тебя. Все дети разойдутся, я погибну за веру, а это будет твоя кормилица». И действительно, младшая дочь стала кормили­цей матери, у нее она и прожила до кончины.
6 марта 1930 года Киприан Александрович был арестован и за­ключен в тюрьму в Уфе по обвинению в контрреволюционной агитации.
Один из членов правления колхоза показал о Киприане Александровиче: «Яценко часто в открытую говорил, что при та­ких порядках жить нельзя и так далее, и пусть меня хоть сейчас арестовывают, я не боюсь; а что я верующий и псаломщик, то на это у каждого своя совесть».
На вопрос следователя, признает ли Киприан Александрович себя виновным в контрреволюционной деятельности, он ответил, что не признает.
26 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила псаломщика Киприана к десяти годам заключения, и он был отправлен в лагерь в Пермскую область. Киприан Александрович был послан на об­щие работы в лес. Однажды он вместе с другими заключенными занимался разгрузкой баржи с бревнами; их нужно было сложить на берегу в штабеля. Берег был крутой, штабель завалился и при­давил заключенных, и среди других Киприана Яценко.
 
 
 

Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 
Январь».
Тверь. 2005.
С. 485-489

 
 

* Ныне Сосновка.
 
 
старый стиль
новый стиль
07.04.2018
Опубликованы выступления Е.Ю. Нуйкиной и И.Н. Канурской на научно-практической конференции «Пятнадцатые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края». 28 марта 2018 г. в Курской Государственной Сельскохозяйственной Академии и Курском Институте развития образования 29 марта 2018 г.

27.03.2018
Опубликовано выступление архимандрита Дамаскина (Орловского) на Круглом столе "Подвиг новомучениц Церкви Русской, в земле Московской просиявших, и увековечивание их памяти (к 100-летию создания Союза православных женщин)".

06.01.2018
Опубликовано интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) газете "Караван+Я". 


 




 

 

 


 


©Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом
Сервис W100.ru: продвижение и создание сайтов на заказ