02.03.2013
В епархиальном управлении прошла церковно-историческая конференция, посвященная памятным датам Липецкой и Елецкой епархии за период 2012 года

 

26 февраля в конференц-зале управления Липецкой и Елецкой епархии прошла церковно-историческая конференция, посвященная памятным датам епархии за период 2012 года. На ней присутствовали благочинные церковных округов, настоятели храмов, преподаватели ОПК, сотрудники епархиальных отделов и комиссий, родственники новомучеников, учащиеся специальности «теология» ЛГПУ, прихожане храмов, интересующиеся духовной историей родного края.

После молитвы на благополучное проведение конференции руководитель епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Николай Стаднюк зачитал приветственное обращение Высокопреосвященнейшего Никона, архиепископа Липецкого и Елецкого. В своем послании владыка Никон отметил преемственность святоотеческого опыта на Липецкой земле, идущую от святителя Тихона Задонского к новомученикам.
Одним из участников конференции стал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ» игумен Дамаскин (Орловский). В рамках визита в Липецкую и Елецкую епархию он был принят правящим архиереем архиепископом Никоном, побывал в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, Свято-Димитриевской Троекуровской Иларионовской женской обители. Кроме того, игумен Дамаскин посетил Михаило-Архангельский храм села Скорняково Задонского района, ставший последним местом служения священномученика Исмаила Базилевского, входящего в Собор Липецких святых.
На конференции отец Дамаскин осветил проблему исторической важности почитания новомучеников в докладе на тему: «Новомученики и исповедники Российские ХХ столетия и их роль в современной жизни России»: «В XIX веке от человека ничего не зависело, мир был устойчив, и человек не мог что-то изменить. Ответственность за то, что происходит в мире, не была лично на каждом, была только ответственность за собственную нравственность. Сейчас от нас все зависит. Это трагичная эпоха, но на нашей стороне Господь. Сейчас все зависит от нашего восприятия Господа.
Новомученики жили в условиях с точки зрения психологической, социологической трудно представимых. У них не было шанса ни на что надеяться, кроме как на Церковь как символ веры. Мученики стали ключевым моментом для нашего будущего. Опыт новомучеников важен для нас, потому что мы живем в том же историческом периоде, в котором жили они. Для нас кардинально важно увидеть, как новомученики искали выход из сложившегося уже в их время положения, как они старались определить, что является болезнью общества. Будущее будет таким же, каким было прошлое и является настоящее, оно не падает с неба, будущее может быть только откорректировано через покаяние. Гонения не прекращались никогда в течение правления советской власти, и человек находился под огромным прессом. Все жили в ожидании прекращения своей жизнедеятельности на свободе. Планов на будущее нельзя было строить. Это давление, с одной стороны, воспитывало терпение, а с другой, многие под плитой этого давления падали, и падали очень низко».
Проанализировав в историческом контексте антирелигиозную политику советской власти, законодательные основы, формы и методы ее осуществления на каждом этапе строительства социалистического государства, игумен Дамаскин показал, что гонения на Русскую Православную Церковь продолжались в течение всего советского периода, вплоть до конца 1980-х гг. ХХ столетия, их богоборческий характер оставался неизменным. Отец Дамаскин подчеркнул, что акт канонизации новомучеников и исповедников, раскрывая содержание духовного подвига многих и многих людей, дает ключ к пониманию трагических катаклизмов ХХ века. Он обратил особое внимание на то, что современное общество оказалось не вполне готово к осмыслению подвига новопрославленных святых. Представление о святых нередко основывается на материалистическом понимании природы человека. Святость, как сущностное понятие в его церковном значении, для многих утратило смысловую глубину, раскрывающую особый благодатный дар, подвиг христианского самоотвержения.
На примере жизни угодников Божиих из Собора Липецких святых священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских игумен Дамаскин рассказал об идеале семьи православного христианина: «Семья – хранительница нравственных ценностей. Из содержания многих житий мы знаем, что большинство святых первоначальное нравственное воспитание получили в семье. Для сохранения гражданского общества необходимо сохранение семьи. С начала XX века семья стала подвергаться нападкам, а затем – уничтожению. Сейчас этот процесс продолжается. Семья для многих воспринимается как средство к получению удовольствия. Венцами мученичества увенчан брак. Из жития священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских мы узнаем, что самое главное – воспитание в детях религиозного опыта. Если человек научен с детства молитве, самоограничению в посте, он выдержит многие испытания».
С докладом «Исторический опыт духовно-нравственного воспитания личности» выступила заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста», старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела Зинаида Петровна Иноземцева. Она подчеркнула, что кризис духовно-нравственного состояния нашего общества обусловлен разрушением традиционных устоев жизни народа в условиях антирелигиозных гонений. Сопоставив требования к учителю в дореволюционной и современной школах, она отметила, что главная разница состоит в том, что современная школа не предъявляет к учителю требований, связанных с религиозной верой или иными мировоззренческими принципами. Она показала, что использование отечественного педагогического наследия, в частности, труда архиепископа Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике» (1902 г.) открывает немалые возможности для успешной работы на ниве духовно-нравственного просвещения в рамках установленных стандартами образовательных технологий.
Также с докладом на конференции выступил насельник Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, кандидат богословия иеромонах Гавриил (Мельников), который рассказал о значении для современного христианина наследия преподобного Амвросия Оптинского. Клирик Христо-Рождественского кафедрального собора Липецка протоиерей Алексий Носач также посвятил свой доклад этому святому, затронув тему смирения как основания духовной жизни преподобного Амвросия.
По окончании конференции члены комиссии по канонизации святых Липецкой и Елецкой епархии передали отцу Дамаскину недавно обнаруженные материалы по липецким святым. Также слушатели конференции смогли задать выступающим интересующие их вопросы. На вопрос о том, что необходимо сделать для распространения почитания новомучеников, игумен Дамаскин ответил, что для этого нужно, во-первых, организовывать подобные конференции; во-вторых, посредством телепередач знакомить зрителей с жизнью подвижников и, наконец, знакомить детей в школе на уроках истории с духовными героями XX века – новомучениками.
 

Антонина Чеснокова,
член епархиальной комиссии по канонизации святых
Отдел СМИ и СМК Липецкой и Елецкой епархии

www.le-eparchy.ru