20 июля (2 августа)
 
Священномученик
Алексий Знаменский
 
Священномученик Алексий родился 10 марта 1882 года в селе Горячкине Можайского уезда[1] Московской губернии в семье псаломщика Сергия Знаменского. В 1897 году Алексей окончил Волоколамское духовное училище, в 1905‑м – Вифанскую духов­ную семинарию и служил учителем в двухклассной Волоколам­ской соборной церковно-приходской школе и был регентом соборного хора.
В 1908 году он был рукоположен во священника и с 1910 года служил в Воскресенском храме в Павловском Посаде. В 1920 году отец Алексий был возведен в сан протоиерея, в 1933 году – на­гражден митрой. В 1921 году он в числе других пяти священни­ков города был арестован сотрудниками ГПУ за то, что во время Великого поста ходил по домам прихожан, которые просили благословения на пост. Но, по-видимому, повод для ареста показался властям нелепым, и священников наутро освободили.
В 1926 году протоиерей Алексий был избран председателем цер­ковного совета. Власти в это время запретили какое бы то ни было украшение храма на Пасху, рассматривая это как наглядную агита­цию враждебной идеологии. Один из членов церковного совета на­рушил это распоряжение властей, за что был арестован отец Алек­сий, но спустя несколько часов после допроса освобожден.
В 1935 году протоиерей Алексий был назначен служить в Успенский храм в селе Трахонееве Дмитровского района Москов­ской области[2], в 1936 году – в церковь Космы и Дамиана в село Виноградово Виноградовского района.
3 октября 1937 года протоиерей Алексий был арестован и за­ключен в коломенскую тюрьму.
– Как часто вы в церкви обращаетесь к верующим с проповедя­ми? – спросил его следователь.
– В 1937 году я с проповедями в храме выступал один раз, в 1936 году – один или два раза.
– Когда именно вы выступали с проповедью?
– В июле 1937 года на праздник Космы и Дамиана.
– Каков был характер проповеди на праздник Космы и Да­миана?
– Подробно проповеди я не помню, но взята она была из сбор­ника Дьяченко.
– Следствием установлено, что по своему содержанию ваша проповедь носила антисоветский характер. Признаете вы это?
– Нет, ни в какой мере не признаю, – ответил священник.
– Расскажите о характере проповедей в 1936 году.
– Насколько помню, в 1936 году я сказал проповедь на празд­ник Покрова Божией Матери. В своей проповеди я изложил историю появления праздника. Указал на милосердие Царицы Небесной, Которая помогает людям в скорбях и напастях. В исто­рической части повествования о празднике я рассказал верующим, где явилась Царица Небесная, в присутствии кого, зачем и в каком виде.
На этом допросы священника были закончены, и следователь стал допрашивать свидетелей, которые показали, что на праздник святых Космы и Дамиана протоиерей Алексий обратился к ве­рующим со словом, в котором призывал их укреплять веру, чаще посещать храм Божий и молиться Богу о прощении грехов. Одна из свидетельниц показала, что как-то она столкнулась со священ­ником на улице после праздника Троицы, и священник упрекнул ее, что она в такой день не была в храме, заметив, что так можно вообще стать безбожницей. Свидетели также показали, что свя­щенник давал им денег взаймы и критиковал колхозы.
28 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Бамлаг, но почти сразу же по прибытии в Тай­шет попал в лагерную больницу.
Из лагеря протоиерей Алексий подал жалобу руководству НКВД, в которой писал, что не признает себя виновным и просит пересмотреть дело. Ответа на нее священник не получил. Про­тоиерей Алексий Знаменский скончался в Тайшетлаге 2 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
20 августа 1938 года супруга священника, не зная о смерти мужа, направила заявление руководству НКВД. «Ему вменялось в вину, как служителю культа, – писала она, – то, что он дважды давал крестьянам взаимообразно сахар, один раз чай, один раз взаимообразно три рубля деньгами и один раз совершил по просьбе другого лица религиозный обряд бесплатно <...>.
Как это квалифицировали работники НКВД <...>, мне неиз­вестно, но допросы основаны были исключительно на этих фак­тах, в основу которых и была положена статья: контрреволюция со сроком десять лет.
Двадцать лет он жил при советской власти и не был вредным для общества, так как никогда и ни в каких антисоветских высту­плениях не участвовал и не мог участвовать по своему, во-первых, исключительно замкнутому характеру и, во-вторых, по состоянию здоровья и возрасту. Но вот на двадцать первом году социалисти­ческой революции, будучи совсем больным человеком, доживая, может быть, последние дни, был несправедливо и сурово наказан десятью годами лагеря, имея хроническую малярию, порок сердца <...>, хронический катар желудка, при наличии оставшихся во рту трех зубов, не говоря о потере зрения...
Наше советское правосудие защищает не только политические и трудовые, но и личные права граждан Союза, которые гаранти­рованы Конституцией СССР и конституциями союзных республик.
Законно поэтому ли ускорять приближение смерти больному старику <...> только за то, что тот с семинарской скамьи священ­ник, в то время как советская власть не может руководствовать­ся чувством мести? Имеет ли смысл „перевоспитывать“ в течение 8–10 лет 60–70-летнего старика в передовой цивилизованной стране, лежащего на смертном одре, которому остается так мало жить...
Может ли на двадцать первом году революции быть вред­ным обществу такой отживающий на теплой печи старик при постоянной поддержке своей жизни всякими средствами и лекар­ствами и в какой степени он может быть полезным в лагере стариком-инвалидом?
Излагая свои личные соображения, я очень прошу Вашего вмешательства в это дело и личного распоряжения соответствующим органам о пересмотре дела моего мужа...»
По заявлению супруги священника были передопрошены ста­рые свидетели и допрошены новые, которые ничего не добавили к бывшим ранее показаниям, и 24 ноября 1939 года прокурор Мо­сковской области по специальным делам вынес решение отказать в пересмотре дела почившего пастыря.
 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 460–464
 
Примечания

[1]Ныне деревня Горячкино Можайского района.
[2]Ныне квартал Трахонеево городского округа Химки Московской области.