Наши материалы на канале «Чтец смыслов» на Яндекс Дзен
Наш канал на You Tube

Священномученик Алексий (Знаменский) протоиерей
20 июля (2 августа)
 
Священномученик
Алексий Знаменский
 
Священномученик Алексий родился 10 марта 1882 года в селе Горячкине Можайского уезда[1] Московской губернии в семье псаломщика Сергия Знаменского. В 1897 году Алексей окончил Волоколамское духовное училище, в 1905‑м – Вифанскую духов­ную семинарию и служил учителем в двухклассной Волоколам­ской соборной церковно-приходской школе и был регентом соборного хора.
В 1908 году он был рукоположен во священника и с 1910 года служил в Воскресенском храме в Павловском Посаде. В 1920 году отец Алексий был возведен в сан протоиерея, в 1933 году – на­гражден митрой. В 1921 году он в числе других пяти священни­ков города был арестован сотрудниками ГПУ за то, что во время Великого поста ходил по домам прихожан, которые просили благословения на пост. Но, по-видимому, повод для ареста показался властям нелепым, и священников наутро освободили.
В 1926 году протоиерей Алексий был избран председателем цер­ковного совета. Власти в это время запретили какое бы то ни было украшение храма на Пасху, рассматривая это как наглядную агита­цию враждебной идеологии. Один из членов церковного совета на­рушил это распоряжение властей, за что был арестован отец Алек­сий, но спустя несколько часов после допроса освобожден.
В 1935 году протоиерей Алексий был назначен служить в Успенский храм в селе Трахонееве Дмитровского района Москов­ской области[2], в 1936 году – в церковь Космы и Дамиана в село Виноградово Виноградовского района.
3 октября 1937 года протоиерей Алексий был арестован и за­ключен в коломенскую тюрьму.
– Как часто вы в церкви обращаетесь к верующим с проповедя­ми? – спросил его следователь.
– В 1937 году я с проповедями в храме выступал один раз, в 1936 году – один или два раза.
– Когда именно вы выступали с проповедью?
– В июле 1937 года на праздник Космы и Дамиана.
– Каков был характер проповеди на праздник Космы и Да­миана?
– Подробно проповеди я не помню, но взята она была из сбор­ника Дьяченко.
– Следствием установлено, что по своему содержанию ваша проповедь носила антисоветский характер. Признаете вы это?
– Нет, ни в какой мере не признаю, – ответил священник.
– Расскажите о характере проповедей в 1936 году.
– Насколько помню, в 1936 году я сказал проповедь на празд­ник Покрова Божией Матери. В своей проповеди я изложил историю появления праздника. Указал на милосердие Царицы Небесной, Которая помогает людям в скорбях и напастях. В исто­рической части повествования о празднике я рассказал верующим, где явилась Царица Небесная, в присутствии кого, зачем и в каком виде.
На этом допросы священника были закончены, и следователь стал допрашивать свидетелей, которые показали, что на праздник святых Космы и Дамиана протоиерей Алексий обратился к ве­рующим со словом, в котором призывал их укреплять веру, чаще посещать храм Божий и молиться Богу о прощении грехов. Одна из свидетельниц показала, что как-то она столкнулась со священ­ником на улице после праздника Троицы, и священник упрекнул ее, что она в такой день не была в храме, заметив, что так можно вообще стать безбожницей. Свидетели также показали, что свя­щенник давал им денег взаймы и критиковал колхозы.
28 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Бамлаг, но почти сразу же по прибытии в Тай­шет попал в лагерную больницу.
Из лагеря протоиерей Алексий подал жалобу руководству НКВД, в которой писал, что не признает себя виновным и просит пересмотреть дело. Ответа на нее священник не получил. Про­тоиерей Алексий Знаменский скончался в Тайшетлаге 2 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
20 августа 1938 года супруга священника, не зная о смерти мужа, направила заявление руководству НКВД. «Ему вменялось в вину, как служителю культа, – писала она, – то, что он дважды давал крестьянам взаимообразно сахар, один раз чай, один раз взаимообразно три рубля деньгами и один раз совершил по просьбе другого лица религиозный обряд бесплатно <...>.
Как это квалифицировали работники НКВД <...>, мне неиз­вестно, но допросы основаны были исключительно на этих фак­тах, в основу которых и была положена статья: контрреволюция со сроком десять лет.
Двадцать лет он жил при советской власти и не был вредным для общества, так как никогда и ни в каких антисоветских высту­плениях не участвовал и не мог участвовать по своему, во-первых, исключительно замкнутому характеру и, во-вторых, по состоянию здоровья и возрасту. Но вот на двадцать первом году социалисти­ческой революции, будучи совсем больным человеком, доживая, может быть, последние дни, был несправедливо и сурово наказан десятью годами лагеря, имея хроническую малярию, порок сердца <...>, хронический катар желудка, при наличии оставшихся во рту трех зубов, не говоря о потере зрения...
Наше советское правосудие защищает не только политические и трудовые, но и личные права граждан Союза, которые гаранти­рованы Конституцией СССР и конституциями союзных республик.
Законно поэтому ли ускорять приближение смерти больному старику <...> только за то, что тот с семинарской скамьи священ­ник, в то время как советская власть не может руководствовать­ся чувством мести? Имеет ли смысл „перевоспитывать“ в течение 8–10 лет 60–70-летнего старика в передовой цивилизованной стране, лежащего на смертном одре, которому остается так мало жить...
Может ли на двадцать первом году революции быть вред­ным обществу такой отживающий на теплой печи старик при постоянной поддержке своей жизни всякими средствами и лекар­ствами и в какой степени он может быть полезным в лагере стариком-инвалидом?
Излагая свои личные соображения, я очень прошу Вашего вмешательства в это дело и личного распоряжения соответствующим органам о пересмотре дела моего мужа...»
По заявлению супруги священника были передопрошены ста­рые свидетели и допрошены новые, которые ничего не добавили к бывшим ранее показаниям, и 24 ноября 1939 года прокурор Мо­сковской области по специальным делам вынес решение отказать в пересмотре дела почившего пастыря.
 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 460–464
 
Примечания

[1]Ныне деревня Горячкино Можайского района.
[2]Ныне квартал Трахонеево городского округа Химки Московской области.
 
старый стиль
новый стиль
21.05.2020
Опубликована видеопрезентация монографии архимандрита Дамаскина (Орловского)
 "Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность".

29.01.2020
Опубликовано выступление архимандрита Дамаскина (Орловского) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Тема доклада - "Проблематика, связанная с включением в списки епархиальных Соборов святых имен неканонизованных усопших".
Далее

07.01.2020
К юбилею архимандрита Дамаскина (Орловского)  опубликовано его интервью журналу "Фома".

Далее

04.01.2020
Телекомпания "Сретение" выпустила фильм о мученице Татиане Гримблит. 

Далее

04.12.2019
1 декабря 2019 года после продолжительной болезни, находясь в больнице, на 53 году жизни, отошел ко Господу насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Платон (Рожков).


30.05.2019
Вышла в свет книга архимандрита Дамаскина (Орловского) "Из раскола - в Церковь. Житие мученика Алексия Зверева".

20.03.2019
Презентация на телеканале СОЮЗ книги архимандрита Дамаскина (Орловского)
"Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского".

14.12.2018
Архимандрит Дамаскин (Орловский) и З.П.Иноземцева 14 декабря приняли участие в передаче о новомучениках в программе "Светлый вечер" на радиостанции "Вера".


05.12.2018
В Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года состоялась научно-практическая конференция "Духовно-нравственный подвиг России в XX веке", приуроченная к празднованию 1030-летия Крещения Руси. В рамках конференции состоялась презентация монографии "Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность" архимандрита Дамаскина (Орловского).  
Далее

12.11.2018
11 ноября 2018 года, накануне 100-летия мученической кончины (14 ноября 1918 года) священников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, канонизованных в лике священномучеников на Архиерейском Соборе 2000 года, состоялся молебен с освящением памятного креста, установленного на месте убийства священников в деревне Новоборисовка Наро-Фоминского района.
Далее Видео

31.10.2018
26 октября по благословению митрополита Тверского и Кашинского Саввы в Актовом зале Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького состоялась научно-практическая конференция "Наследие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, (к 25-летию обретения святых мощей)".

Далее  Видео

20.10.2018
Монастырь Оптина пустынь выпустил книгу архимандрита Дамаскина (Орловского) "Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского".


15.10.2018
Фонд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви" выпустил книгу архимандрита Дамаскина (Орловского) "Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского"

05.10.2018
Опубликована монография архимандрита Дамаскина (Орловского) "Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность".


01.10.2018
Вышло в свет второе издание книги архимандрита Дамаскина (Орловского) "Единство через страдания. Новомученики России Украины и Беларуси".




 




 

 

 


 


©Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом
Сервис W100.ru: продвижение и создание сайтов на заказ