6 (19) июля
 
Преподобномученик
Евфимий (Любовичев)
 
Преподобномученик Евфимий родился в 1875 году в селе Буда Монастырская Жиздринского уезда Калужской губернии[a] в семье зажиточного крестьянина Алексея Павловича Любовичева и в крещении был наречен Евфимием. Отец скончался, когда мальчику было тринадцать лет, и он поселился у брата, прожив у него до тех пор, пока не пришло время идти на военную службу. Отслужив в армии, Евфимий в 1902 году поступил в Оптину пустынь.
31 августа 1910 года он был зачислен послушником в число бра­тии. В это время, как это иногда бывает с ревностными, но неопыт­ными послушниками, у него возникло сильное желание начать сугубо подвижническую жизнь, подражая древним отцам-пустынникам. Чтобы иметь возможность исполнить свое желание, он списался с помещиком Кашкиным, лес которого граничил с владениями Оптиной, испросив у него разрешения поселиться в при­надлежащем ему лесу. В качестве благодарности он пообещал по­мещику выдолбить для него гроб из цельной сосновой колоды: сам представляя главным в христианском подвиге – память о смер­ти, он и о других думал, что они мыслят так же. В этом лесу, в трех верстах от Оптиной, Евфимий выстроил себе келью и, не спраши­вая на то благословения настоятеля монастыря, туда удалился.
На следующий день по его уходе настоятель Оптиной пустыни архимандрит Ксенофонт распорядился вернуть его в монастырь. Когда это было сделано, он долго объяснял послушнику, что его поступок противоречит учению святых отцов, с их богатейшим ду­ховным опытом, «о могущих быть в пустыне вражеских искушени­ях». Архимандрит убеждал его быть послушным прежде всего уставу монастыря. Он и старшая братия увещевали послушника Евфимия «остаться в общежитии с братией, но он, отвергая все это, остался при своем убеждении» и подал прошение об исключении его из братства. Калужская духовная консистория постановила уво­лить его из Оптиной пустыни. Через некоторое время он, однако, изменил свое решение и вновь был зачислен в число братии, впоследствии став келейником старца иеромонаха Анатолия (Потапова)[b].
После начала в 1914 году Первой мировой войны послушник Евфимий был призван в армию, служил в лазарете и попал в плен. По окончании войны, в 1918 году, он вернулся в Оптину, но монастырь был вскоре закрыт и превращен в музей, в котором он проработал до 1920 года, а затем поселился в городе Козельске, зарабатывая себе на жизнь выполнением различных работ. В 1928 году он был пострижен иеромонахом Макарием (Чиликиным) в монашество с именем Евфимий.
В июне 1930 года монах Евфимий отправился к архиепископу Смоленскому Серафиму (Остроумову)[c]. Архиепископ Серафим еще в бытность свою студентом Московской духовной академии приезжал в Оптину пустынь для ознакомления с порядком бого­служения в пустыни и монашеской жизнью. Во время жизни в Оптиной и в скиту он посещал все монастырские богослужения и принимал участие в чтении и пении наряду с братией. Приняв монашеский постриг и священный сан, иеромонах Серафим про­должал приезжать в Оптину, за богослужениями читал каноны и поучения, принимал участие в совершении богослужений и, в частности, с иеромонахом Анатолием (Потаповым), келейником у которого был послушник Евфимий. Знакомый с ним по Оптиной пустыни архиепископ Серафим и рукоположил его во иеромонаха к Спасо-Преображенскому храму в городе Спас-Деменске. После рукоположения владыка, зная, что оптинский монах был человеком ревностным и прямым, и поддерживая этот его настрой, обратился к отцу Евфимию с напутственным словом, в котором призвал его служить верой и правдой Церкви Православной и благословил смело проповедовать в защиту веры Христовой.
В Спас-Деменске иеромонах Евфимий прослужил три меся­ца; в это время освободилось место священника в храме святите­ля Николая Чудотворца в селе Боброве, неподалеку от его родно­го села, и он переехал туда. Но недолгим было его служение здесь. 16 марта 1931 года он был арестован, заключен в брянскую тюрьму и на следующий день допрошен.
Следователь предложил ему рассказать о священнике из сосед­него села Николае Мансветове, арестованном незадолго до отца Евфимия. Отец Евфимий сказал, что отец Николай человек про­стой и к людям относится очень хорошо, особенно к беднякам. Следователь спросил, что он думает относительно колхозов.
«Я насчет колхозов думаю, – ответил отец Евфимий, – что в кол­хоз идти не могу по слабости здоровья; колхозы зависят от Бо­жьей воли, но в Писании я нигде не находил про колхозы, а раз нет в Писании, то, значит, и колхозам не существовать».
30 марта следователь снова допросил иеромонаха, интересуясь, не агитировал ли тот среди крестьян против колхозов.
Отец Евфимий ответил:
– Ко мне на квартиру часто приходили женщины беднячки и се­реднячки, я вел с ними беседу, и они меня спрашивали, идти ли в колхоз или нет. На их вопросы я отвечал: ваша воля, хотите – иди­те, но в Писании про колхозы ничего не сказано, а раз это не сказа­но в Святом Писании, значит, это не от Бога, а от дьявола... А что я отсидел в тюрьме тринадцать дней, я очень доволен, ибо страдаю за веру, и в Писании сказано – страдать за веру, – добавил он.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обви­нении в групповой антисоветской деятельности, направленной к подрыву и свержению советской власти путем использования бедняков и середняков для антисоветской агитации?
– Виновным я себя не признаю, против советской власти я не агитировал и мероприятиям советской власти не противодействовал. В свое оправдание показываю: я служил верой и правдой вере Христовой и всегда говорил, что все лишения происходят по воле Божьей и мы должны терпеть до смерти. Советская власть в Рос­сии – это испытание от Бога, и советская власть в России – на­казание от Бога народу русскому, который забыл веру Христову, забыл Царя Небесного...
– Чем вы можете пополнить следствие? – спросил его напосле­док следователь.
– Больше показать ничего не могу и следствие пополнить ни­чем не желаю, – ответил отец Евфимий.
Летом 1931 года в брянской тюрьме резко участились случаи заболевания туберкулезом, заболел и отец Евфимий. 15 июля его поместили в тюремную больницу, в которой он пробыл пять дней, – 19 июля 1931 года иеромонах Евфимий скончался, пройдя до конца путь исповедника Христова. 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 205–210
 
Примечания

[a]Ныне нежилая деревня Буда Монастырская Думиничского района Калуж­ской области.
[b] Преподобный Анатолий Оптинский, Младший (в миру Александр Алексеевич Потапов), иеросхимонах; память 30 июля / 12 августа.
[c] Священномученик Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов); память 25 ноября / 8 декабря.