Преподобномученик Серафим (Гущин) иеромонах
10 (23) ноября
 
Преподобномученик
Серафим (Гущин)
 
Преподобномученик Серафим родился 22 декабря 1872 года в селе Нагулино Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье мелкого волжского судовладель­ца Григория Гущина и в крещении был наречен Стефа­ном. Получив начальное образование у частного учителя, Стефан в 1888 году устроился конторщиком на железную дорогу в Нижнем Новгороде. В 1893 году он был призван в армию и служил в звании унтер-офицера. По окончании срока службы он вернулся на прежнее место работы – в железнодорожную контору в Нижнем Новгороде.
В 1908 году Стефан Григорьевич оставил мирскую служ­бу и поступил трудником в Оптину Пустынь. 29 октября 1911 года он был определен в число братии послушником. 24 мая 1915 года послушник Стефан был пострижен в монашество с именем Серафим и некоторое время проходил послушание синодичного.
Наступило время гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей и началось постепенное закрытие Оптиной и аресты среди ее насельников. В 1921 году монах Серафим был рукоположен во иеродиако­на и стал служить вместе с иеромонахом Никоном (Беляе­вым) в Казанском храме, оставленном властями монахам для богослужений. В 1923 году ради сохранения обители и монашеского образа жизни из монахов и послушников была организована артель, но властями была оспорена за­конность религиозно-трудовой формы существования при советской власти, и в том же году артель была закрыта, а ее имущество передано музею, при котором было разрешено остаться лишь небольшому числу братии. Настоятель Оптиной Пу­стыни архимандрит Исаакий (Бобраков) благословил здесь остаться служить иеромонаху Никону и иеро­диакону Серафиму. В июне 1924 года храм был закрыт, и братия перебралась жить в Козельск, где еще оста­вался для богослужений городской собор. В 1924 году иеродиакон Серафим был рукоположен во иеромонаха и стал служить в храме в городе Лихвине Черепетского района, а с 1 января 1937 года в храме Покрова Божией Матери в селе Покровском Перемышльского района Калужской области.
Наступил последний период жизни смиренного монаха, переходившего из храма в храм по мере их закрытия и уничтожения. За два десятилетия гонений путь христиан­ского спасения стал твердым и определенным: невозможность что-либо изменить во внешней жизни сосредотачива­ла человека на церковном служении и спасении души.
Иеромонах Серафим был арестован в день 20-летней годовщины захвата власти безбожниками и начала одного из самых жестоких гонений на Православную Церковь – 7 ноября 1937 года и заключен в одну из тюрем в Черепетском районе.
Были допрошены дежурные свидетели – жители Перемышльского района и села Покровского. Один из них показал, будто отец Серафим в преддверии всесоюзной пере­писи, в которой был поставлен вопрос и о вере, говорил, что это делается для того, чтобы узнать, сколько в России осталось верующих, и закрыть оставшиеся церкви, и он говорил жителям, чтобы они не писались неверующими. Другой свидетель показал, будто отец Серафим ему рассказал, что его вызывал к себе председатель сельсовета и спросил, за кого он будет голосовать, на что он ответил: неужели же он будет голосовать против религии, которую коммунисты притесняют.
Иеромонах Серафим был допрошен сразу же в день ареста, 7 ноября.
 В июле 1937 года вы высказывали террористиче­ские настроения против коммунистов. Признаете это? – спросил его начальник Перемышльского районного отдела НКВД.
 Я этого не признаю, так как с моей стороны терро­ристических высказываний против коммунистов не только в июле месяце, но и в другое время не было, – ответил иеромонах Серафим.
– А клевету на советскую власть, которую вы возво­дили, вы признаете?
 С моей стороны клеветы на советскую власть ни­когда не возводилось, поэтому я не могу признать этих обвинений.
– В августе 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию против предстоящих выборов в Верховный Совет. Дайте показания по этому вопросу.
 Я контрреволюционной агитации против предстоящих выборов в Верховный Совет в августе не вел. В разговоре по этому вопросу я только сказал, что мне это безразлично, так как я выбирать не собираюсь, и обойдутся без меня.
 Вы говорите неправду, так как по этому же вопросу в сентябре сего года вы призывали население голосовать против коммунистов и в то же время наводили клевету на советскую власть. Требуем от вас сказать правду и не обманывать следствие.
– Я решительно утверждаю, что с моей стороны контр­революционной агитации против предстоящих выборов не велось. Население голосовать против коммунистов я не призывал и на советскую власть не клеветал.
11 ноября 1937 года материалы следствия были рас­смотрены начальником Перемышльского районного отдела НКВД и переданы на решение тройки НКВД. 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Серафима к расстрелу. Иеромонах Серафим (Гущин) был расстрелян в тот же день, что и управляющий Калужской епархией ар­хиепископ Августин (Беляев) и архимандрит Оптиной Пустыни Иоанникий (Дмитриев), – 23 ноября 1937 года и, так же как и они, погребен в общей безвестной могиле.
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
 
 
«Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни».
Введенский ставропигиальный мужской монастырь
Оптина пустынь. 2008 год. Стр. 95-102.
 
 
старый стиль
новый стиль
07.04.2018
Опубликованы выступления Е.Ю. Нуйкиной и И.Н. Канурской на научно-практической конференции «Пятнадцатые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края». 28 марта 2018 г. в Курской Государственной Сельскохозяйственной Академии и Курском Институте развития образования 29 марта 2018 г.

27.03.2018
Опубликовано выступление архимандрита Дамаскина (Орловского) на Круглом столе "Подвиг новомучениц Церкви Русской, в земле Московской просиявших, и увековечивание их памяти (к 100-летию создания Союза православных женщин)".

06.01.2018
Опубликовано интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) газете "Караван+Я". 


 




 

 

 


 


©Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом
Сервис W100.ru: продвижение и создание сайтов на заказ