Священномученик Евгений (Ивашко) протоиерей
Октября 29 (11 ноября)
 
Священномученик
Евгений Ивашко
 
Священномученик Евгений родился 26 августа 1899 года в семье священника Минской епархии Александра Ивашко. В 1920 году он окончил восемь классов Минской Духовной семинарии. С 1 августа 1920 года по 20 января 1923 года был учителем в одной из школ Минской губернии. В августе 1922 года Евгений Александрович выдержал экзамены перед Минской епархиальной комиссией, необходимые для получения сана священника.
1 апреля 1924 года митрополит Минский Мелхиседек (Паевский) рукоположил его в сан священника к Павловичской церкви Бобруйского уезда. В 1926 году епископ Бобруйский Филарет (Раменский) переместил его к Лошницкой церкви Борисовского уезда, а в 1927 году – к Юрьевичской церкви Игуменского уезда.
В 1927 году власти арестовали о. Евгения и приговорили к трем годам ссылки. В 1930 году епископ Бузулукский, викарий Самарской епархии, Сергий (Никольский) назначил о. Евгения в село Погромное Бузулукского района[1].
Власти в это время любыми средствами стремились закрыть и разрушить храмы; о. Евгений лишь только начал служить, как храм был закрыт. Архиепископ Самарский Александр (Трапицын) назначил его в храм села Медвецкое того же района. 19 февраля 1931 года скончалась его супруга, Антонина, и о. Евгений остался с двумя детьми –  пятилетней дочерью и сыном, которому исполнился год и одиннадцать месяцев. Священнику стала помогать в воспитании детей сестра его матери Мария Адамовна Жуковская.
В 1932 году епископ Ржевский Никон (Пурлевский) направил о. Евгения в село Воскресенское Ржевского района. В том же году епископ Муромский Макарий (Звездов) назначил его к Успенской церкви города Мурома. Здесь он прослужил недолго, но даже краткое его служение оставило самые теплые воспоминания в душах прихожан, которые при расставании вручили ему благодарственный адрес:
"Дорогой и глубокоуважаемый наш пастырь, отец Евгений.
Позвольте нам высказать Вам свои сердечные чувства благодарности за ревностное исполнение церковной службы.
Нам видно было, что Ваше девятимесячное пребывание в здешнем храме сумело расположить к себе сердца всех прихожан.
Несмотря на Ваши молодые годы, Вы так усердно относились к своим обязанностям служения Церкви Господней, что и было отмечено архиепископом Макарием и преосвященнейшим епископом Николаем, которые за короткий период времени Вашего служения наградили Вас тремя наградами. Вы служили примером для духовенства.
Ваша личная жизнь многим известна, насколько она тяжела и печальна*; но Вы, покорясь воле Божией, терпеливо и безропотно несете крест, ниспосланный Вам Господом Богом.
Горько и тяжело нам расставаться с Вами навсегда, но память о Вас, как о глубоко чтимом пастыре, будет вечно жить в наших сердцах.
Прощай, дорогой наш пастырь, не забудь нас в своих молитвах, и пусть благословит тебя Господь Бог на новом месте служения наилучшей и спокойной жизнью"[2].
Местом его нового служения стал сначала храм в селе Завидове Оленинского района, а затем храм в селе Спас-Береза того же района. В это время епископом Ржевским, в чье викариатство входило село Спас-Береза, был преосвященный Палладий (Шерстенников). Епархия находилась в состоянии непрекращающейся войны с обновленцами, большая часть которых послушно исполняла волю ОГПУ-НКВД, неизменной поддержкой которого они тогда пользовались. Отпадение их от Церкви и нравственное разложение обновленческого духовенства отвращало от них прихожан и лишало их поддержки народа, что, в свою очередь, не позволило им захватить все храмы, а в некоторых районах даже вынудило отдать храмы православным.
Епископ Палладий назначил о. Евгения благочинным. В благочинии остро стоял вопрос о взаимоотношениях с обновленческим духовенством; епископ Палладий имел по этому поводу четко сформулированное суждение, которое он записал в 1929 году в бытность свою настоятелем Кизического монастыря в Казани и направил в виде письма одному из священников, когда тот решил перейти в обновленчество. Владыка дал переписать это письмо о. Евгению, чтобы облегчить ему борьбу с обновленцами[3].
Летом 1937 года власти под предлогом аварийного состояния храма потребовали его закрытия, утверждая, что священник не сможет собрать необходимых денежных средств и отремонтировать здание, – они знали, насколько разорены крестьяне государственными поборами и займами. Видя, что храму грозит закрытие, о. Евгений обратился к прихожанам, объясняя им, что если они сейчас не дадут денег на ремонт храма, то власти его закроют, и им негде будет молиться. Никогда и ни на что не жертвует верующий русский человек с такой охотой и готовностью, как на храм Божий, и в самый короткий срок необходимые средства были собраны, и храм удалось отстоять.
Несмотря на гонения и пристальное внимание к Церкви НКВД, о. Евгений вел активную миссионерскую деятельность среди крестьян. В храме у него было немало молодежи, и священник предполагал при новых выборах двадцатки привлечь молодых людей, которые могли бы содержать храм в порядке и вовремя ремонтировать, чтобы таким образом отвести от него угрозу закрытия.
На примере о. Евгения и подобных ему священников, которых было тогда почти двадцать пять тысяч, становилось ясно, что никакими хитростями и ухищрениями не сломить веры народа и не уничтожить Церковь, если не прибегнуть к тотальному уничтожению, к которому власти готовились почти двадцать лет.
Летом 1937 года сотрудники районного отдела НКВД стали вызывать на допросы жителей села Спас-Береза и соседних, составлять протоколы, цель которых – доказать виновность священника. Вызывался на допросы и сам о. Евгений, но он категорически отвел все обвинения.
5 октября 1937 года сотрудник Оленинского отдела НКВД составил обвинительное заключение на священника, где тот был признан виновным в контрреволюционной деятельности на основании показаний "дежурных свидетелей", хотя сам виновным себя не признал. В заключении было постановлено передать дело священника на рассмотрение Тройки НКВД.
Отец Евгений был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова 22 октября. 5 ноября состоялся последний допрос, на котором следователь намеревался письменно оформить показания священника относительно предъявленных ему обвинений, так как все другие допросы он не оформлял, надеясь сломить волю священника, уговорив сжалиться над детьми, остающимися без отца круглыми сиротами (дочери о. Евгения было тогда двенадцать лет, а сыну – восемь). Но о. Евгений не согласился на предложение следователя и виновным себя не признал.
– Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в августе 1937 года среди ряда лиц по вопросу выборов в советы вы высказывали свое враждебное настроение к советской власти, вместе с этим всячески опошляли колхозный строй и распускали провокационные слухи о плохой жизни в колхозах?
– В этом виновным себя не признаю.
– Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в июле сего года вы проводили среди населения антисоветскую агитацию против займа, всячески высмеивая это мероприятие, и одновременно высказывались за свержение советской власти?
– В этом виновным себя не признаю.
– Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в феврале сего года вы высказывались за политику врагов народа, восхваляли их, одновременно с этим обвиняли товарища Сталина?
– В этом виновным себя не признаю.
– Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в период уборочной кампаниии зерновых культур среди верующих единоличников и колхозников вели агитацию за невыход на работу в воскресные дни и другие религиозные праздники?
– В этом виновным себя не признаю[4].
Отцу Евгению было тогда всего тридцать восемь лет, оставались сиротами дети, но он более всего полагался на Бога, словно преподавая своей жизнью пример другим.
Через несколько дней после последнего допроса, 9 ноября, Тройка НКВД постановила расстрелять священника. Священник Евгений Ивашко был расстрелян 11 ноября 1937 года[5].
 
 
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Русской Православной Церкви ХХ столетия.
Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3»
Тверь. 2001. С. 335-338
 
 
Примечания


* Имеется в виду то, что о. Евгений рано овдовел и остался с маленькими детьми.


[1] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21712-С. Л. 3-4, 7-8.
[2] Там же. Л. 11.
[3] "Дорогой во Христе брат!
Ты пишешь, чтобы я перешел в обновленчество, и для этого прислал мне обновленческую брошюру. Прочитал я ее и скажу тебе, что в ней одна только ложь, и такая, которая сама себя обличает. Удивляюсь, для каких же детей она написана. Скажу тебе следующее: там приведена программа обновленцев, но ведь эта не истинная, у них есть и другая, которую они от нас скрывают и которую стараются постепенно проводить в жизнь. Поэтому я об этой болтовне, которая изложена в брошюре, и говорить не хочу: один только набор пустых слов; не убеждает меня и то, что у вас есть какой-то митрополит. Я хорошо знаю, что теперь Церковь Христова переживает тяжкие испытания: много появилось людей в белых митрополичьих клобуках, в архиерейских митрах, священнических одеждах и в мирском звании, которые общими силами производят в Церкви смуту, сеют в стаде Христовом вражды, распри и разделения, продолжают дело Иуды: устами своими лобзают Христа, а делами своими распинают Его и поносят, делят ризы Его и об одежде Его метают жребий. Кто же это такие? А это и есть те, которые называют себя обновленцами, которые свои самочинные и нечестивые сборища возглавляют обновленческими священными синодами и в Москве, и в Харькове, а по губерниям – обновленческими Епархиальными управлениями. Подобно лукавым делателям, они, как сказал Св. Ап. Павел (2 Кор. 11, 13-14), принимают только вид апостолов Христовых и служителей правды, как и учитель их, сатана, принимает вид ангела света, чтобы увлечь за собою и избранных, отторгнуть их от Христа и ввергнуть их в геенну огненную.
Как говорит Ап. Павел христианам, – времена теперь лукавые, не прельщайтесь внешним православным видом обновленцев, посмотрите на дела их, и вы сразу опознаете в них лютых волков, облекшихся в овечьи одежды, чтобы искуснее расхищать стадо Христово. Вот давай, брат, и посмотрим, каковы же дела обновленцев. Теперь уже всем известно, и сами они, разгрызшись между собою, в своих журналах поведали нам свои темные деяния. Скажу тебе прежде всего, когда и как появились обновленцы. Еще лет больше 20 тому назад несколько попов (32) в столице объединились и задумали постепенно подготовлять в нашей Церкви реформацию, т.е. переделать ее на манер протестантов, которые пошли от немецкого еретика Лютера. Из этих священников одни, мучимые совестью, отказались от этого Иудина дела, другие были лишены сана священного, как расстриженный бывший священник Григорий Петров, который самую молитву Господню "Отче наш" переделал по-своему и предлагал в ней читать христианам слова: "Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли" наоборот, на свой лад, т. е.: "Да будет воля Твоя, как на земли, так и на небеси", т. е. этот поп-расстрига, Иуда, вместе с другими захотел не небом освящать землю, а землею небо, что то же: не Богом освящать человека, а человеком Бога, а это и значит, что как будто человек выдумал Бога, к чему явно пред нами многие из обновленческих попов и пришли. Ты спросишь, да так ли? А я тебе скажу, странный вопрос! Ведь теперь уже все знают, что самые главные попы-обновленцы сняли рясы и кругом проповедают безбожие. Может, тебе нужны их имена, изволь, скажу: самый главный и давний обновленец ленинградский поп Михаил Галкин, вдохновлявший всех обновленцев, снял священный сан и стал повсюду ездить и читать лекции, что Бога выдумали попы, что и Христос никогда не жил: Его выдумали. Другой, также самый главный обновленец, священник Белков, также снял сан и теперь открыто читает лекции против Бога и против Христа и заявляет, что Их выдумали попы. Третий, также один из главных обновленцев, священник Калиновский, также снял священный сан и также разъезжает повсюду и читает лекции о том, что Бога и Христа выдумали попы. Четвертый, также из главных обновленцев, священник Егоров, совсем отверг Церковь Христову и стал проповедовать какую-то "Церковь духа", в своей моленной снял святые иконы и заменил портретами светских писателей, в том числе и Толстого, отверг православную литургию и сочинил свою, и до того заблудил, что народ с ужасом обходил его, и когда он умер, то сами обновленцы-попы не пошли хоронить его, а скрылись, чтобы народ не опознал подлинного сатанинского вида их самих. Да и что перечислять тебе имена богоотступников – обновленцев-попов, когда все они одного духа, и только одни из них сразу проявили себя, а другие, видя, что народ бежит от такого учения, порешили постепенно, исподволь проводить его в жизнь христиан. Но и эти попы-обновленцы все же проявили себя вовсю. Когда православный русский Собор 1917/18 годов постановил снова воссоздать у нас патриаршество и избрал Патриарха Тихона по жребию пред святой чудотворной иконой, вынутому знаменитым старцем Зосимовой пустыни Алексием, большим духовным другом дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского, то обновленческие попы (Введенский, Егоров, Белков, Калиновский, Рождественский, Щавельский, Попов, Красницкий и другие) задумали отделиться от Церкви и уничтожить патриаршество. Но попы Щавельский и Рождественский в самый последний момент струсили и покаялись перед Патриархом Тихоном и выдали остальных иуд в рясах. Тогда эти обновленцы-иуды порешили искусней добиваться своих целей. Церковь переживала тяжелое время, и для того, чтобы в ней был общий духовный отец и начальник, избрала Патриарха. Тогда обновленцы повсюду стали учить, что патриаршество запрещено-де Евангелием и всей древней Церковью, как якобы ставящее во главе Церкви вместо Христа Патриарха, и такую сатанинскую ересь стали усиленно повсюду проповедовать. Вот тут-то, дорогой брат, сатана и явил себя полностью. Ведь если патриаршество и Патриарх противны Христу и Евангелию, то значит, в страшную ересь богоотступничества впали все древние Церкви, ведущие свое начало от Христа и апостолов. Вот например, Самим Христом основана Церковь Иерусалимская, кто стоит во главе ее? С древнейших времен, со времен апостола Иакова она имеет своим общим начальником Патриарха и называется Церковью патриаршей. Другая знаменитая древняя Церковь, Александрийская, также с древнейших времен возглавляется Патриархом. Далее названная у апостолов Церковь Антиохийская также является Церковью патриаршей и имеет своего Патриарха. А вот еще вселенская православная Церковь Константинопольская, она также является Церковью патриаршей и имеет у себя Патриарха. Вот видишь, друг мой, с древнейших времен самые главные христианские Церкви уже назывались патриаршими и имели у себя Патриархов. Да иначе и быть не могло, ведь Патриарх слово греческое, а по-русски значит: "отец, духовный начальник". Это не мирской начальник какой-либо, как врут обновленцы, мирской самодержец, а духовный отец, во Имя Христа, а не в свое имя пасущий стадо Христово. Уж если мы, признавая патриаршество и имея Патриархом Тихона, а теперь за его смертью, впредь до выбора на соборе другого Патриарха, имеем его временного заместителя, – так уж если мы этим, как говорят обновленцы, отступили от Христа, так такими "отступниками" нам похвально быть, потому что мы не отступили, а приступили ко Христу, когда восстановили патриаршество, то этим мы пошли заодно со всеми древними православными Церквами, имеющими патриархов. Да и как, дорогой брат, не помыслишь того, что ведь патриаршество у нас уничтожил мирской самодержец Петр, который захотел сам управлять Церковью и, уничтожив патриаршество, учредил свой "Святейший Синод" и в него посадил своего представителя – обер-прокурора, чтобы командовать в Церкви. Так вот видишь – это мирские владыки против патриаршества, а Церковь Христова всегда имела у себя своих духовных отцов-начальников, которые и назывались Патриархами или еще иначе папами, как например, в Церкви Александрийской был знаменитый святой папа Афанасий Александрийский. Так вот, друг мой, и поразмысли теперь, откуда появился так называемый Святейший Синод без Патриарха, – это вымысел мирских властителей. Так вот попы-обновленцы, действуя по духу мира сего и миродержителя тьмы века сего, не только пошли против Патриарха Тихона, но и уничтожили у себя совсем патриаршество и пишут у себя в журналах, что мы навеки у себя изжили патриаршество. Но чтобы лучше обмануть православных христиан и увлечь их за собою, они пустили в ход орудие диавола – клевету и стали клеветать на личность Патриарха Тихона. Наконец главные попы-обновленцы Калиновский, Белков, Красницкий, Введенский явились к Патриарху Тихону и потребовали у него передать им власть управлять Церковью, но Тихон, будучи временно лишен свободы, передал на время управление Церковью знаменитому старцу митрополиту Агафангелу. Указанные попы-обновленцы хотели вырвать власть у митрополита Агафангела, но это им не удалось. Тогда они самочинно объявили себя Высшим Церковным Управлением и стали посылать по церквам приказы. Так обновленчество в лице этих попов вступило на путь самочинного сборища, которое по правилам Церкви подлежит анафеме. Они это понимали и задумали укрепить свое самозванство созывом Церковного Собора и начали готовиться к тому, чтобы созвать такой собор, который их всех одобрил. А так как между ними самими были споры и разделения, то они в августе месяце 1923 года на своем нечестивом Соборе постановили: "для борьбы с Патриархом и с патриаршеством объединиться всем вместе" и свой орган управления назвали "священный синод". Вот откуда, друг мой, обновленческий священный синод: от таких попов, которые попрали все древние заветы Церкви Христовой, похулили патриаршество, Вселенскими Соборами подтвержденное, сняли рясы и пошли против Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа и стали проповедовать безбожие. Неужели тебя соблазняет то, что среди обновленцев имеются митрополиты в белых клобуках, как Вениамин, Евдоким, Пимен, Алексий и другие? Разве среди двенадцати апостолов у Христа не было Иуды, который Его предал? Не было Петра, который трижды от Него отвергся? Не было братьев Зеведеевых Иакова и Иоанна, которые спорили о своем первенстве? Петр покаялся, и братья Зеведеевы покаялись, и мы почитаем их как истинных апостолов Христовых. А Иуда повесился, и мы от него бежим. Покаются так называемые митрополиты обновленческие, перестанут сеять смуты в Церкви Христовой, мы и их, как раскаявшихся, облобызаем. А так как они не только не каются, но продолжают и углубляют дело Иудино, то мы от них и бежим. Да и надо бежать от них, ибо кто такой Вениамин? Это бывший архиепископ Симбирский, в революционное время бросивший свою паству и скитавшийся по городам, пока не пригласили его в свои ряды обновленческие попы, искавшие себе архиереев. Уже за то, что он паству бросил, он должен был быть отлучен от Церкви. А Евдоким – о нем и говорить неприятно. Всем известна его развратная жизнь, так что сами обновленцы вынуждены были подальше спрятать его от своего центра. Не будем говорить уже о других обновленческих архиереях, не будем копаться в грязи. И посмотри, брат, на дальнейшие их дела: вот они созвали свой обновленческий самозваный собор в 1923 году, и что же они порешили на нем? Как Иуда предал Христа на распятие, так и они служителя Церкви Христовой, Патриарха Тихона, предали на поношение, постановили лишить его сана священного, отлучить его от Церкви и патриаршество уничтожить. Разве это дело Божие? Это дело исконного врага рода человеческого – диавола и слуг его. Да и за что они обрушились так на Патриарха Тихона? За то, говорят они, что он в гражданских делах погряз. Так на это ведь есть гражданская власть, она и судила Тихона, она и на свободу его отпустила. Да и каждый Патриарх ведь в то же время и человек, а ошибаться свойственно каждому. И только в ересь и в отступление от догматов веры если бы Тихон впал, то только тогда можно было его осудить, да и то лишь на Всероссийском Поместном Соборе с обязательным участием Вселенских Восточных Патриархов, а не на самозваном обновленческом, созванном попами-обновленцами, из которых главные уже стали и богоотступниками, и безбожниками. Вот почему Патриарх Тихон и не признал, да и не имел права признать обновленческого собора нечестивцев 1923 года. Предал их анафеме как нарушителей церковного мира и расхитителей стада Христова. Ну а что еще постановил обновленческий собор 1923 года, чем он еще может обновить Церковь Христову? Они вопреки Вселенским Соборам разрешили вдовым священникам вступать во второй брак, епископам быть женатыми, похулили монашество и весь монашеский ангельский собор, страшную хулу возложили на святые мощи, ввели в церковное исчисление новый стиль. Словом, натворили столько, что даже сами обновленцы, собравшиеся в Харькове на свой украинский собор, решили приостановить и не вводить в жизнь все эти постановления главного обновленческого собора 1923 года. И вообще, все обновленцы, увидев, в какое возмущение пришли православные христиане от всех этих постановлений, порешили изменить, как говорят они, тактику своей работы и не обнаруживать перед всеми свои еретические новшества, а постепенно их выявлять и, чтобы лучше увлечь за собой православных, порешили временно по наружности оставаться по-старому, то есть, будучи волками, облечься в одежды кротких овец.
Но время идет, и обновленцы все же вынуждены проговариваться, и посмотри, до чего они договариваются. Уже сейчас в Москве они при своем священном синоде и при своей Духовной академии разрабатывают вопрос о том, чтобы в священный сан иереев и архиереев ставить и женщин, потому что-де и в Церкви женщина должна обладать всеми правами. Один из главных у них, состоящий главным секретарем их синода и руководящий их академией, уже печатно изложил Господню молитву "Отче наш" точно так, как изменил ее уже названный мною расстрига поп Григорий Петров. Один из них, Егоров, устно и в печати отрицает и поносит все каноны Вселенских Соборов, обвиняя св. Василия Великого и других отцов Церкви и Вселенские Соборы в извращении учения Христа, и требует отказаться от всех канонических основ Церкви и творить все новое. Другой их главарь, Введенский, в печати гласно призывает всех встать на путь богоотступничества своего друга, указанного выше протоиерея Егорова, и отринуть всю Церковь, начиная с апостольского времени и доныне, и по-своему истолковать Христа и Его учение. Он прямо пишет, что Евангелие Христово – это не что иное, как сочинение Маркса ("Капитал"), разница только в том, что этот "Капитал" написан языком ХIХ века, а Евангелие – I века. Другие обновленцы, как протопресвитер украинских обновленцев, член их синода Фетисов с их митрополитом Ювеналием, на их последнем соборе в Харькове предложил их собору, и собор принял, что надо-де по вере объединиться не только с сектантами разных протестантских сект, но и с иудеями, магометанами и язычниками, что-де важно, чтобы верили в Бога, а в какого Бога и как – это второстепенное, это неважно, как неважно-де обязательно принадлежать к Церкви Христа. Словом, дорогой брат, все самые видные обновленцы, и их соборы, и их синодальные печатные журналы почти открыто договорились до того, что более откровенные из них попы-обновленцы протоиереи Галкин, Егоров, Белков, Калиновский и некоторые другие уже раньше высказали открыто, то есть или заменили и Христа своими вымыслами, или совершенно отринули всякого Бога и стали проповедовать безбожие. Св. Апостол Павел говорит: "Не будьте несмысленны, подобно христоотступникам галатам, а испытывайте, проверяйте все, особенно в делах веры". Я тебе, дорогой брат, написал немного, да и в немногом сказано многое. Разве вот что еще добавлю: посмотри, как еще обновленцы обновляют свое "христианство". Раньше, бывало, высокий сан митрополита давался лишь за особые заслуги перед Церковью, архиерейские митры украшали головы лишь немногих, самых достойных, а священников-митроносцев было и того меньше, а вот теперь, посмотри, за какие такие заслуги обновленцы понаделали у себя белоклобучных митрополитов в несчетном числе, а протоиерейскими митрами поукрашали такое несчетное число лиц? Много и даже очень много простых иереев украсили митрами. Что же это такое? Или так много среди них высокодостойных?.. А там, где речь идет не о достоинстве, а о пагубном человеческом честолюбии, властолюбии, сребролюбии, там действительно люди прежде всего украшают себя разными внешними отличиями, и появляются у них митры в таком числе, как на "сосне шишки", что и высказал им их же обновленец Антонин, бросивший их за их честолюбие и за то, что "бабами задумали обновлять Церковь Христову", словом, понабирали себе белые клобуки, митры, разные высшие священные звания митрополитов, архиепископов, епископов, протопресвитеров, понабирали себе их архиереи и вдовые священники жен и вкупе с ними "обновляют" Церковь. Вот так обновление, нечего сказать!!! Апостол говорит: неженатый печется о Господнем, как угодить Господу, а женатый о жене, как бы угодить жене. А у обновленцев все выходит наоборот, и все христианство у них пошло вот на такой выворот.
Если имеешь уши, то услышь, если имеешь глаза, то посмотри, и если имеешь ум, то пойми, что нам, православным христианам, надо бодро стоять на страже своего спасения и неотступно пребывать в недрах Святой Православной Церкви Христовой, имеющей у нас по завету древних христианских Церквей патриаршество и Патриарха. Если Патриарх Тихон умер, то мы должны быть верными его временному заместителю, а настанет время благоприятное для созыва нашего православного церковного Собора, тогда мы на нем изберем уже полного Патриарха и под водительством наших православных истинных церковных Соборов и православных патриархов будем продолжать соделывать наше спасение. И ты, друг мой, заметь, что мы не только не отрицаем Соборов, но ставим их выше Патриарха, ибо они назначают Патриарха. Но только Соборы должны быть православные, а не самочинные, и уж если они издают постановление, например, как Собор 1917/18 годов учредил патриаршество, то мы должны повиноваться соборным постановлениям и избранному ими Патриарху. Итак, пред нами два пути: один православный, возглавляемый православными Соборами и патриархами, а другой путь самочинный, бунтарский, проклятый Вселенскими Соборами, – это путь обновленческих священных синодов. Дело твое, избирать себе спасение или погибель. Бог и Христос насильно никого за Собою не влекут, и пусть обновленцы не лгут, что их якобы признают все Восточные Патриархи, а что нас-де они не признают. Пойми, друг, сам, что если обновленцы отрицают не только патриархов, но и самое патриаршество и считают его учреждением не христианским, мирским, гражданским, как бы языческим, то каким же это образом они могут искренно признавать Восточных Патриархов и их патриаршество? Значит, у них здесь явная ложь, и как всегда и все у них лишь до времени скрывается под оболочкой любезных писем к Восточным Патриархам. Обманывать патриархов, да еще живущих за тысячи верст от нас и не имеющих возможности как следует разобраться в обновленческих делах, – это дело легкое, но истина всегда торжествует в конце. И Патриархи Восточные уже ведут самую тесную переписку с нашим первоиерархом и временным Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром в лице его временного заместителя митрополита Сергия. Даст Господь, солнце Русской Православной Церкви выйдет из-за обновленческих туч, и истина православия засияет во всей своей былой красоте на русской земле. Настанет время, когда соберется настоящий православный Собор, изберет постоянного Патриарха, и под его главенством мы будем до гробовой доски духовно окормляться в Церкви Христовой.
От души, по-братски желаю тебе уйти от обновленцев, как от хищных волков, не щадящих стада Христова, и возвратиться в лоно нашей Святой Православной Церкви Христовой, возглавляемой ныне Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром и его заместителем митрополитом Сергием.
Казань 1929 г. октября 21 дня"
(Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21712-С. Л. 9-10).
[4] Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21712-С. Л. 14.
[5] Там же. Арх. № 20477-С. Л. 35-36.
 
старый стиль
новый стиль
07.06.2017
Опубликовано интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) о новомучениках Российских телестудии "Летопись" Информационного митрополичьего центра "Православное Осколье"

Далее


14.05.2017
Опубликовано интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) газете "Звенигородские ведомости" № 19 от 13 мая 2017 года.
Далее

11.05.2017
Вышла в свет книга архимандрита Дамаскина (Орловского) "Единство через страдания". В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на террито­рии России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот.
Далее

30.04.2017
27 апреля в Старом Осколе на базе гимназии во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского № 38 впервые состоялись муниципальные Онуфриевские чтения.В чтениях приняли участие: духовенство, ученые, учителя истории и православной культуры общеобразовательных организаций, специалисты управления образования, культуры, управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа, муниципального бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Старооскольский институт развития образования».
Далее


10.04.2017
В Великий Понедельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Донском ставропигиальном монастыре, во время которой игумен Дамаскин (Орловский) был возведен в сан архимандрита.


08.01.2017

В разделе "Материалы о новомучениках" опубликовано поздравление игумена Дамаскина (Орловского)
с Рождеством Христовым на телеканале "Спас".

16.12.2016

В разделе "Материалы о новомучениках" опубликовано выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче "Образ" на телеканале "Царьград" 12 декабря 2016 года.


01.12.2016

В разделе "Материалы о новомучениках" опубликовано выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче "Вечность и время" на телеканале "СПАС" 29 ноября 2016 года.

28.11.2016
В разделе "Материалы о новомучениках - Публикации" размешена статья иеромонаха Платона (Рожкова) "Некоторые аспекты изучения материалов судебно-следственных дел в контексте прославления святых".

 




 

 

 


 


©Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом
Сервис W100.ru: продвижение и создание сайтов на заказ